Почему одни дети говорят лучше, а другие хуже? По какой причине у одних в тетрадках красуются ровные ряды букв, а у других – сплошные каракули? Сложно дать однозначный ответ. Однако абсолютное большинство учёных, педиатров и учителей считают, что многие успехи ребёнка напрямую зависят от умения работать руками.
Большая польза от мелкой моторики
Умные пальчики
Известный педагог Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
С Василием Александровичем трудно не согласиться – двигательные и речевые центры в мозгу находятся рядом, и значит, чем лучше развита мелкая моторика, тем успешнее будет развиваться и речь, да и не только она.
Для самых маленьких
Когда нужно развивать мелкую моторику ребёнка? Чем раньше, тем лучше. Вспомните старую добрую «Сороку» или «Ладушки». Эти, казалось бы, незамысловатые забавы весьма полезны.
Существует масса и менее известных «потешек». Например, «Семейка»: По очереди берём в руку каждый пальчик малыша и принимаемся его лёгкими движениями массировать, приговаривая: «Вот он, пальчик, – дедушка, вот он, пальчик, – бабушка, вот он, – пальчик, – папочка, вот он, пальчик, – мамочка. Ну, а этот – я. вот и вся моя семья».
Когда пальцы ребёнка станут более ловкими, спектр полезных развлечений можно расширить – лепка из пластилина, глины или солёного теста, рисование, складывание пазлов, шнуровка.
Играем на кухне
В магазине сейчас нет недостатка в развивающих играх и пособиях. Однако, проявив фантазию, вполне можно обойтись и подручными материалами.
Отличный эффект дают фасолевые, гороховые, крупяные «ванночки».
В кастрюльку или большую миску насыпаем сушёный горох, фасоль или гречку. Затем прячем среди бобовых или крупы небольшие предметы: игрушки из «киндер-сюрприза», детали конструктора или что-то ещё. Задача ребёнка – найти и вытащить забавные фигурки.
В кастрюльку или большую миску насыпаем сушёный горох, фасоль или гречку. Затем прячем среди бобовых или крупы небольшие предметы: игрушки из «киндер-сюрприза», детали конструктора или что-то ещё. Задача ребёнка – найти и вытащить забавные фигурки.
Из фасоли можно делать замечательные аппликации. На лист плотной бумаги наносим несложный рисунок. Например, деревце, человечка или цветок. Смазываем его по контуру клеем и приклеиваем фасоленки.
Можно вспомнить занятие, за которым проводила свои будни трудолюбивая Золушка, и предложить ребёнку помочь фасоль
перебрать. Смешиваем белые и красные зёрна и просим разделить их по цвету и разложить по отдельным баночкам.
А каким увлекательным делом для маленькой модницы станет изготовление бус из макарон – колечек и звёздочек! Их можно покрасить гуашью, высушить и нанизать на нитку. Оригинальное украшение готово.
Киндер – дизайн
Ещё одна возможность совместить приятное с полезным – рисование пальчиковыми красками. Помимо основной цели – развития мелкой моторики такая живопись поможет маленькому художнику успокоиться и расслабиться.
Ещё один способ: насыпаем на красивый поднос манную крупу или муку. Распределяем сыпучую массу равномерным слоем и принимаемся за создание картины. Если юному живописцу что-то не понравится, нужно лишь встряхнуть поднос – и пред ним снова чистый «лист», новое поле для творчества.
Другой вид пальчикового рисования – пластилином по картону. Сначала на плотный лист наносят эскиз. Затем надо как следует размять аластилин – и можно приступать к работе.
А ещё есть одна интересная игра с прищепками – разноцветные пластмассовые и не слишком тугие.
Из цветного картона вырезаем заготовки разной формы и предлагаем ребёнку довести работу до конца – прикрепить по краям прищепки соответствующего цвета.
Например, превратить жёлтый картонный кружок в солнышко с лучиками – жёлтыми прищепками.
Зелёный треугольник – в ёлочку с зелёными же колючками. А из серой заготовки можно сделать ёжика.