Использование методики Су-Джок с детьми младшего дошкольного возраста
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В.А. Сухомлинский
«Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию»
В.М.Бехтерев
О взаимосвязи мелкой моторики и развития речи написано немало и это не случайно. Учеными давно доказана связь тонких произвольных движений пальцев рук ребенка и его речи, так как центры мозга, ответственные за речь, соседствуют с областями мозга, координирующими моторику пальцев рук.
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому так важно заботиться о формировании речи своих детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.
Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су-Джок терапия и самомассаж с использованием сосновых, еловых, кедровых шишек. Шишки – это экологически чистый дидактический материал, которым богата природа. Его преимущество в том, что он доступен и не требует материальных затрат и вызывает активный интерес у детей. Су-Джок – тренажеры – это шарики, включающие в себя две кольцевые пружины. Cами шарики, и колечки используются при пальчиковой гимнастике. С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя психоречевому развитию.
В нашем детском саду приемы Су-Джок терапии и самомассаж с шишками я используются с целью общего укрепления организма, для улучшения психоэмоционального состояния детей, для формирования чувства ритма, при тактильной стимуляции в определённом ритме и развитию мелкой моторики пальцев рук. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за работу головного мозга человека.
Эту работу можно проводить в игровой форме, с использованием забавных стихов или потешек:
Мишка по лесу ходил, Много шишек находил, Много шишек находил, В детский сад нам приносил. (Жене шишку подарил!)
Прокатывание шишки между ладонями
|
Будем с шишкой мы играть,
Между ручками катать!
Прокатывание шишки между ладонями круговыми движениями
В ручку правую возьмём
И сильней её сожмём!
Сильно сжимаем шишку в правой руке.
Руку быстро разжимаем,
На столе её катаем.
Прокатываем шишку по столу правой рукой.
В ручку левую возьмём
И сильней её сожмём!
Сильно сжимаем шишку в левой руке.
Руку быстро разжимаем,
На столе её катаем.
Прокатываем шишку по столу левой рукой.
Предлагаю родителям и педагогам пальчиковую игру с применением шарика Су-Джок:
Я мячом круги катаю…
Я мячом круги катаю, | Взад – вперед его гоняю. |
Им поглажу я ладошку. Будто я сметаю крошку. |
И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка. |
Каждым пальцем мяч прижму, И другой рукой начну. |
Надеюсь, данный материал будет полезен педагогам и родителям.
Консультацию подготовила Рогозина Ольга Рифкатьевна