Меню сайта
Песочная игротерапия в адаптации детей раннего возраста
 
 «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!»- писал К.Д. Ушинский
 
Песочная игротерапия – очень интересная методика. Она является наиболее плодотворной и результативной в работе с детьми. С ее помощью можно скорректировать некоторые особенности поведения ребенка.                            
 
Например, она поможет:
  • ускорить адаптацию к детском саду;
  • улучшить речевое развитие малыша;
  • снять внутреннее напряжение, побороть конфликты с самим собой;
  • сделать малыша более общительным и открытым.
В играх с песком проявляется естественная активность ребенка.
Первое общение детей друг с другом происходят в песочнице. Особенно в летний период, где они неустанно трудятся: «пекут» пироги, торты и пирожные,а так же строят башни, замки, дворцы. Песок помогает находить взаимопонимание, мирно уживаться в песочнице большому количеству детей. В процессе «строительства» песочных сооружений у детей возникает потребность в общении друг с другом, что содействует развитию коммуникативных навыков как основы эффективного общения и благоприятной адаптации.
 
Именно поэтому рационально использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия.
Песок является прекрасным психопрофилактическим средством. Впервые идея терапии с использованием песка была предложена швейцарским психологом и философом К.Г.Юнгом.
 
Наблюдая за играми детей в песочнице, мы видим, как положительно влияет песок на эмоциональное самочувствие, являясь прекрасным средством для развития и самореализации ребенка. Здесь ребенок позволяет себе быть собой, быть творцом, мечтать, фантазировать. Игра с песком является доступной формой деятельности для каждого ребенка. Именно в игре с песком он чувствует себя творцом и хозяином этого маленького мира.
 
При поступлении ребенка ДОУ все дети проходят через адаптационный период. АДАПТАЦИЯ -процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия.
 
На этапе адаптации ребенка психологами рекомендуется применять обучающие игры, направленные на развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики. Эти несложные упражнения доступны детям и способствуют стабилизации эмоционального состояния, что в высшей степени важно впервые дни пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
 
Что же нужно для реализации методики песочной терапии?
 
Прежде всего – это песочница. Она может быть любой формы, но психологи отдают предпочтение квадратной или круглой: эта форма на подсознательном уровне улучшает процессы интеграции личности. Внутреннююповерхностькоторой, рекомендуют окрасить в голубой или синий цвет – дно песочницы символизирует воду, а борта – небо.
 
К песку предъявляются определенные требования: он должен быть чистым, просеянным и сертифицированным.
 
Кроме лопаток, формочек, совочков, должна быть собрана коллекция небольших игрушек и предметов, чем больше она и разнообразнее, тем лучше. В их число могут войти: фигурки животных, машины, природный материал (шишки, желуди…) и т.д.
Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок плохо говорит и не может сказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становиться возможным.
 
В процессе игр с песком так же решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков.
 
А теперь, хотелось бы немного подробней остановиться на методике  проведения игр с песком, которые были применены нами в педагогической практикев период адаптации детей раннего дошкольного возраста на базе МДОУ "Детский сад № 131".
 
Вот некоторые из них: и педагог по очереди делают отпечатки кистей рук – то внутренней, то внешней сторонами. Необходимо слегка вдавливать руку в песок, прислушиваться к своим ощущениям) песок прохладный или теплый, сухой или мокрый, когда двигаем руками по песку – чувствуем маленькие песчинки. При этом проговаривая ощущения.
 
 
 
Делаем такие упражнения:отпечатки кулачков, костяшек пальцев, задание – найти сходство со знакомыми предметами (ежик, цветок…)
 
 
Отпечатки ладонями на поверхности песка – зигзагообразные и круговые движения, задание – показать, как едет машина, ползет змея, карусель. Тоже, поставив ладонь ребром;
 
 
шаги пальчиками – «пройтись» поочередно каждым пальчиком правой и левой рук. Потом двумя руками одновременно;
 
 
 
«играем на пианино» – «поиграть» пальцами по поверхности песка, как на пианино; движения мягкие, вверх – вниз, движется вся кисть;
«следы невиданных зверей» – оставлять следы одновременно двумя пальцами, тремя, пятью. Фантазировать вместе: чьи следы, как выглядят, где живет данное животное и т.д.
«что же спрятано в песке?» – взрослый и ребенок вместе погружают руки в песок и в процессе раскопок пытаются догадаться по открывающимся частям предмета, что же именно закопано в песке. Возможно усложнить задание если песок будет мокрым. Любой из этих вариантов можно предложить в виде сказки.
И такие игры как: «песочный дождик»; «чего не стало»; «найди шарик, кубик…»; «лабиринт»…
 
Эти несложные на первый взгляд упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых,  такие игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние. Во-вторых, ценность этих упражнений в том, что наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики ребенок говорит о своих ощущениях, развивает речь, произвольное внимание, память. Мы учим ребенка через руки прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения. Так же  происходит формирование таких черт личности, как инициативность, самостоятельность, умение решать проблемы в игре.
 
Таким образом, песочная игротерапия является мощным средством успешной адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям детского сада.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
 
Консультацию подготовила воспитатель Артемьева Любовь Бориовна
назад>>>