Консультация для родителей
«Игры и упражнения для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Подготовила учитель-логопед Филимоненко Л.А.
Связная речь – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, без отвлечения на лишние детали. Основные виды связной речи – это монологическая и диалогическая.
В диалоге предложения являются односложными, они наполнены интонациями и междометиями. В диалоге важно умение быстро и точно формулировать свои вопросы и давать ответы на поставленные вопросы собеседника.
В речи монологического типа ребенку необходимо говорить образно, эмоционально и при этом мысли должны быть сосредоточенными без отвлечения на детали.
Методика развития связной речи включает в себя не только обучение ребенка навыкам логического изложения собственных мыслей, но и пополнению его словарного запаса.
Основными средствами развития связной речи являются:
- сказки;
- дидактические игры;
- театрализованные игры.
Игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи. В них можно играть в выходные дни, праздники, в будние дни вечерами, когда взрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх.
Во время игры учитывайте настроение ребёнка, его возможности и способности.
Примеры игр на развитие связной речи.
- Придумываем сказку.
Предложите ребенку придумать вместе сказку. Сначала вы говорите одно предложение, затем ребенок говорит свое предложение, продолжая ваш сюжет. И так по очереди, по одному предложению вы придумываете сказку.
- Сказка по пословице.
Выбирается с ребенком пословица, обсуждается ее смысл. Затем и взрослый, и ребенок по отдельности придумывает сказку, чтобы основная мысль соответствовала значению пословицы.
- Откуда пошло выражение?
В русском языке есть очень много ярких и интересных высказываний-метафор (например, конь не валялся, выше крыши, гол как сокол). Во многих случаях происхождение таких высказываний не известно – а, значит, есть повод придумать вместе с ребенком возможные варианты событий, которые привели к появлению таких высказываний. Выберите с ребенком одно высказывание (можете посмотреть в сборнике русских пословиц Даля), объясните его значение. И по отдельности придумайте и расскажите историю, в которой могло зародиться это высказывание.
- Игра в слова.
Игроки по очереди называют слово на последнюю букву предыдущего слова. Или можно изменить правила и говорить все слова только на определенную букву.
- Расскажи о предмете.
Ребенку предлагается картинка с изображение какого-либо предмета или животного. Задача рассказать о предмете (не называя его), так что бы собеседник догадался о чём или о ком идет речь.
- Какое слово заблудилось?
Подбирать точные по смыслу слова.
Взрослый читает стихотворение. Дети должны заметить смысловые несо-образности и подобрать нужные слова.
1.Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
Там ползет зеленый лук с длинными усами.
2. Врач напомнил дяде Мите:
- Не забудьте об одном:
Обязательно примите десять цапель перед сном.
3. Жучка будку не доела. Неохота. Надоело.
Забодал меня котел, на него я очень зол.
- Загадка.
У каждого игрока на столе картинка, перевернутая изображением вниз.
Задание: придумать загадку по картинке и загадать всем присутствующим. Выиграет тот, кто придумает самые интересные загадки, подберет сравнения, описания, «красивые» слова для своей загадки.
- В чем причина?
Придумывается какая-нибудь необычайная ситуация. например: "Придя утром в парк, вы увидели, что там исчезли все скамейки". Надо как можно быстрее придумать объяснения этого события. Причины могут быть обычными, житейскими ("Забрали на ремонт"), и необычные, фантастические (скамейки обиделись, что их портят, и ушли в другой парк). Побеждает тот, кто предложит больше причин, и чем они разнообразнее, тем лучше. Игра развивает способность анализировать и логически мыслить.
- Дополни предложение.
Взрослый говорит слово. Например: кошка. Ребенок добавляет к слову «кошка» своё слово, например: черная. По очереди, запоминая все слова предложения, каждый игрок добавляет по одному слову. Игра заканчивается на игроке у которого закончились слова.
- Найди картинке место.
Перед ребенком выкладывают серию картинок, но одну картинку не помещают в ряд, а дают ребёнку с тем, чтобы он нашёл ей нужное место. После этого просят ребёнка составить рассказ по восстановленной серии картинок.
- Нарисуй сказку
Ребёнку читают текст сказки и предлагают ее записать с помощью рисунков. Таким образом, ребёнок сам изготавливает серию последовательных картинок, по которым потом рассказывает сказку. Сказка должна быть краткой. Конечно, можно ребёнку помочь. Показать, как схематично нарисовать человека, домик, дорогу; определить вместе с ним, какие эпизоды сказки обязательно надо изобразить, т.е. выделить главные повороты сюжета.
Играйте с ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам! И будьте уверены, все ваши усилия, направленные на развитие речи дошкольника, принесут результат в виде отличной учебы в школе и хорошего эмоционального состояния ребенка.