Меню сайта

Консультация для родителей

«Игры и упражнения для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Подготовила учитель-логопед Филимоненко Л.А.

 

 Связная речь – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, без отвлечения на лишние детали. Основные виды связной речи – это монологическая и диалогическая.

В диалоге предложения являются односложными, они наполнены интонациями и междометиями. В диалоге важно умение быстро и точно формулировать свои вопросы и давать ответы на поставленные вопросы собеседника.
В речи монологического типа ребенку необходимо говорить образно, эмоционально и при этом мысли должны быть сосредоточенными без отвлечения на детали.

Методика развития связной речи включает в себя не только обучение ребенка навыкам логического изложения собственных мыслей, но и пополнению его словарного запаса.

Основными средствами развития связной речи являются:

- сказки;

- дидактические игры;

- театрализованные игры.

 Игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи. В них можно играть в выходные дни, праздники, в будние дни вечерами, когда взрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх.

Во время игры учитывайте настроение ребёнка, его возможности и способности.

Примеры игр на развитие связной речи.

  • Придумываем сказку.

Предложите ребенку придумать вместе сказку. Сначала вы говорите одно предложение, затем ребенок говорит свое предложение, продолжая ваш сюжет. И так по очереди, по одному предложению вы придумываете сказку.

  • Сказка по пословице.

Выбирается с ребенком пословица, обсуждается ее смысл. Затем и взрослый, и ребенок по отдельности придумывает сказку, чтобы основная мысль соответствовала значению пословицы.

  • Откуда пошло выражение?

В русском языке есть очень много ярких и интересных высказываний-метафор (например, конь не валялся, выше крыши, гол как сокол).  Во многих случаях происхождение таких высказываний не известно – а, значит, есть повод придумать вместе с ребенком возможные варианты событий, которые привели к появлению таких высказываний. Выберите с ребенком одно высказывание (можете посмотреть в сборнике русских пословиц Даля), объясните его значение. И по отдельности придумайте и расскажите историю, в которой могло зародиться это высказывание.

  • Игра в слова.

Игроки по очереди называют слово на последнюю букву предыдущего слова. Или можно изменить правила и говорить все слова только на определенную букву.

  • Расскажи о предмете.

Ребенку предлагается картинка с изображение какого-либо предмета или животного. Задача рассказать о предмете (не называя его), так что бы собеседник догадался о чём или о ком идет речь.

 

  • Какое слово заблудилось?

Подбирать точные по смыслу слова.

Взрослый читает стихотворение. Дети должны заметить смысловые несо-образности и подобрать нужные слова.

1.Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

Там ползет зеленый лук с длинными усами.

2. Врач напомнил дяде Мите:

- Не забудьте об одном:

Обязательно примите десять цапель перед сном.

3. Жучка будку не доела. Неохота. Надоело.

Забодал меня котел, на него я очень зол.

  • Загадка.

У каждого игрока на столе картинка, перевернутая изобра­жением вниз.

Задание: придумать загадку по картинке и загадать всем присутствующим. Выиграет тот, кто придумает самые интересные загадки, подберет сравнения, описания, «красивые» слова для своей загадки.

  • В чем причина?

Придумывается какая-нибудь необычайная ситуация. например: "Придя утром в парк, вы увидели, что там исчезли все скамейки". Надо как можно быстрее придумать объяснения этого события. Причины могут быть обычными, житейскими ("Забрали на ремонт"), и необычные, фантастические (скамейки обиделись, что их портят, и ушли в другой парк). Побеждает тот, кто предложит больше причин, и чем они разнообразнее, тем лучше. Игра развивает способность анализировать и логически мыслить.

  • Дополни предложение.

Взрослый говорит слово. Например: кошка. Ребенок добавляет к слову «кошка» своё слово, например: черная. По очереди, запоминая все слова предложения, каждый игрок  добавляет по одному слову. Игра заканчивается на игроке у которого закончились слова.

  • Найди картинке место.

Перед ребенком выкладывают серию картинок, но одну картинку не помещают в ряд, а дают ребёнку с тем, чтобы он нашёл ей нужное место. После этого просят ребёнка составить рассказ по восстановленной серии картинок.

  • Нарисуй сказку

Ребёнку читают текст сказки и предлагают ее записать с помощью рисунков. Таким образом, ребёнок сам изготавливает серию последовательных картинок, по которым потом рассказывает сказку. Сказка должна быть краткой. Конечно, можно ребёнку помочь. Показать, как схематично нарисовать человека, домик, дорогу; определить вместе с ним, какие эпизоды сказки обязательно надо изобразить, т.е. выделить главные повороты сюжета.

 

Играйте с ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам! И будьте уверены, все ваши усилия, направленные на развитие речи дошкольника, принесут результат в виде отличной учебы в школе и хорошего эмоционального состояния ребенка.