Меню сайта

Об эмоциональной привязанности ребенка к матери

Дорогие родители, вы никогда не заду­мывались, почему одни дети с легкостью расстаются со своими мамами и бегут в группу детского сада, с радостью остаются в оздоровительных лагерях или спокойно посещают детские центры, а другие с тру­дом адаптируются к любым новым услови­ям: капризничают, плачут, цепляются за своих мам и не позволяют им уйти даже на несколько часов? Часто родителей упрека­ют в том, что они избаловали своего ребен­ка, поэтому он такой неуправляемый. От отчаяния мама начинает ругать малыша, даже угрожать ему ("Если не перестанешь плакать, я никогда не заберу тебя из дет­ского сада" и т.п.), а в результате добива­ется только того, что ребенок еще больше цепляется за нее и не отпускает от себя.

В чем же причина такого поведения де­тей?

Под привязанностью подразумеваются отношения, характеризующиеся интен­сивными обоюдными чувствами и жизнен­но важными эмоциональными связями.

До середины прошлого века главным ис­точником привязанности ребенка к матери считалось удовлетворение его первичных физиологических потребностей (кормление грудью) и гигиенический уход. Однако доверие психологов к этим теориям было поколеблено результатами серии экспери­ментов, проведенных в 1966 году Гарри Харлоу и его коллегами на детенышах обе­зьян. Ученые установили еще одну причину формирования связи между матерью и младенцем: ощущение комфорта от кон­такта.

Главным и необходимым условием сохранения пси­хического здоровья ребенка в младенче­ском и раннем возрасте является нали­чие эмоционально теплых, близких, ус­тойчивых и продолжительных отноше­ний с матерью (или лицом, ее замещаю­щим) - таких отношений, которые обоим приносят радость и удовлетворение. Развитие эмоциональной привязан­ности ребенка к матери проявляется в различных формах поведения детей.

•  Сигнализирующее поведение (плач, улыбка, голосовые сигналы).

•  Ориентирующее поведение (взгляды).

• Активные действия, направленные на достижение физического контакта (караб­канье, обхватывание руками, прижимание, цепляние).

Одна из особенностей эмоциональной привязанности, которая проявляется у ре­бенка примерно в 6-7 месяцев, – боязнь не­знакомых людей и тревога отдаления. Малы­ши, которые были приветливыми и открыты­ми, становятся робкими и настороженными в присутствии незнакомых людей. Они часто плачут и цепляются за тех, кто о них забо­тится. Эта боязнь, отличаясь разной степе­нью выраженности, сопровождает ребенка до двух лет.

Часто такое поведение детей пугает и приводит в недоумение родителей. "Как же так, – удивляются они, – ребенок был млад­ше, а никого не боялся?" Некоторые бабуш­ки и даже мамы считают, что ребенка кто-то испугал или "сглазил". Взрослые начинают настороженно относиться к окружающим людям и ограничивать контакты детей.

Родителей и бабушек следует успокоить. Психологи видят в боязни "чужих" и трево­ге отдаления признаки интеллектуального развития ребенка, то есть он уже способен сравнивать  черты лица близкого для него человека с лицом незнакомца.

Поведение привязанности формируется у всех детей. Хорошо известны условия, ко­торые активизируют поведение привя­занности

 •   Частый и длительный физический кон­такт между ребенком и матерью, особенно в первые шесть месяцев.

•   Чуткая реакция матери на сигналы ре­бенка и ее способность выбирать время для общения в соответствии с ритмами его ак­тивности.

•    Упорядоченность окружающей ребенка обстановки.

•   Взаимное удовольствие, которое мать и ребенок испытывают от общения друг с дру­гом.

Ребенок с устойчивым типом привязанно­сти, придя в детский сад, легко устанавлива­ет контакты с другими детьми и спокойно реагирует на уход матери. Подобное отно­шение вовсе не означает, что он не любит свою мать. Напротив, он сильно привязан к ней, но уверен, что мама обязательно за ним вернется. И эта уверенность позволяет ему спокойно исследовать окружающий мир и с успехом проявлять себя в нем.

Говоря о привязанности, следует четко понимать различие между привязаннос­тью и зависимостью. Например, в первые недели жизни ребенок, безусловно, зависит от материнского ухода, но он еще не испы­тывает привязанности к матери. И наоборот, ребенок двух-трех лет, за которым ухажи­вают чужие люди, может обнаруживать со­вершенно явные признаки сохранения сильной привязанности к матери, хотя в это время он от нее никак не зависит.

Следует отметить, что на протяжении вто­рого года жизни дети "адресуют" свою при­вязанность и к другим людям: отцу, бабуш­ке, дедушке, няне. Однако главным объектом остается мать.

Начиная с трехлетнего возраста, у боль­шинства детей проявления привязанности становятся не столь частыми и настойчи­выми. Если раньше ребенка можно было успокоить только с помощью физического контакта, то теперь для этого достаточно легкого прикосновения или одобряющего взгляда.

Психологи считают: дети с устойчивой привязанностью вырастают любознатель­ными, уверенными в себе, способными справляться со стрессом. Полагают, что се­рьезные нарушения в процессе формирова­ния привязанности негативным образом сказываются на последующем социальном развитии ребенка.

Выделяют шесть типов пове­дения родителей, которое приводит к нарушениям в процессе формирования привя­занности у детей.

1  Невосприимчивость одного или обоих родителей к поведению ребенка, добиваю­щегося заботы, или активное его принуж­дение.

Часто можно наблюдать такую картину: ребенок дергает маму за руку, предлагая принять участие в игре или посмотреть на его успехи в строительстве дома из кубиков. Но мама занята своими делами: разговари­вает с подругой по телефону, смотрит сери­ал и т.п. Ее раздражает поведение ребенка. Она жалуется на то, что сын (дочь) не дает ей покоя, не может самостоятельно играть, хотя у него много игрушек, постоянно кап­ризничает.

Такое положение дел можно наблюдать в достаточно обеспеченных современных се­мьях, где вместо любви и внимания дети по­лучают максимальное количество матери­альных благ. Родители недоумевают: у ре­бенка все есть, что ему еще надо? Они не по­нимают, что у ребенка нет главного – любви и внимания с их стороны. Разочаровываясь в своих ожиданиях, он перестает искать уте­шения в их близости, у него появляется от­чужденность, сочетающаяся с проявлени­ями гнева и агрессии. В будущем такие ро­дители могут встретить не теплое и терпели­вое к ним отношение детей, а холодный и расчетливый подход, основанный на день­гах.

Противоположный тип поведения роди­телей, прежде всего матери, заключается н навязчивом внимании к ребенку, в полном лишении его инициативы. Такая мама уже заранее решила, что является благом для ее дитя: она постоянно рядом с ним, оберегает его от опасности, точно так же, как мать сы­того младенца настаивает на том, что его на­до кормить еще.

Оказавшись в незнакомом месте (детский сад или школа), ребенок теряется и не зна­ет, как себя вести без указаний матери. Он сомневается в своих способностях и впада­ет в состояние стресса от предъявляемых ему требований.

2. Прерывание родительской заботы (периоды пребывания в больнице или дет­ском учреждении).

Выделяют три стадии (фазы) реакции на разлуку с матерью у детей ран­него возраста (до двух лет): протест, отчая­ние, отчуждение.

Во время протеста дети кричат, брыкают­ся, бьются головой о постель и отказывают­ся контактировать с кем-либо. Ребенок тре­бует возвращения матери и надеется на это.

На второй стадии (отчаяние), которая мо­жет наступить, спустя несколько часов или дней после первичной реакции, дети уходят в себя, становится очень тихими. Но для проницательного взгляда ясно, что ребенок столь же сильно, как и прежде, озабочен от­сутствием матери,  еще ждет ее возвра­щения, но  надежды угасают.

Наступаем третья  стадия – отчуждение. Дети, оторванные от  близких, начинают откликаться на заботу со стороны тех, кто их окружает, и кажутся оправившимися от своего горя, адаптированными к новому окружению. Если их навещает мать, они встречают  ее с  некоторым отстранением, равнодушием. Когда мать приходит, чтобы забрать ребенка домой, он ведет себя так, будто едва ее знает. Иногда маме может да­же казаться, что ребенок не узнает ее.

В каждой из этих фаз дети склонны к вспышкам агрессии.

. Со временем поведение ребенка меняется, возвращается старая привязанность, но это привязанность чрезвычайно возрос­шей интенсивности. Ребенок испытывает противоречивые чувства: усиленную привя­занность к матери и острую тревогу и ярость, когда она покидает его даже на ко­роткое время.

Что можно порекомендовать родителям в этой ситуации?

Советуют выдерживать взрывы детского гнева. Тем самым вы покажете ребенку, что не бои­тесь его ненависти и уверены, что она мо­жет контролироваться; кроме того, вы со­здадите атмосферу терпимости, которая способствует формированию самоконтро­ля ребенка.

Политика твердого, но дружеского вме­шательства всякий раз, когда ребенок дела­ет что-либо, что мы хотим остановить, на­много более эффективна, чем наказание. Однако некоторые взрослые не считают такой подход мудрым и эффективным и ис­пользуют в своей родительской практике два общераспространенных метода. Первый – неодобрение поведения ребенка посред­ством наказания.

 Второй – внушение ребен­ку чувства его вины, неблагодарности и под­черкивание той боли, физической и мораль­ной, которую такое поведение причинило родителям.

Практика показывает: оба метода не яв­ляются успешными, их применение порож­дает у ребенка страх в связи с проявлением своих чувств, загоняет эти чувства вглубь и таким образом делает контроль над ними очень сложным.

Кроме того, оба этих воспитательных ме­тода склонны формировать разные типы личности:

первый метод – наказание – способствует рождению бунтарей, а если он очень суров, то правонарушителей; второй метод – стыд – порождает невротиков, сне­даемых чувством вины и тревоги".

3. Постоянные угрозы нелюбви к ребенку со стороны родителей, используемые как средство контроля над ним.

Часто можно услышать такую ужасающую по своему смыслу фразу: "Перестань плакать, иначе я тебя не буду любить!" или "Иначе я рассержусь и не буду забирать те­бя из детского сада". Известный детский психолог Анна Фрейд отмечала: "Дети льнут к тем матерям, которые постоянно сердиты на них, а иногда и жестоки с ними. Привя­занность маленького ребенка к своей мате­ри предстает по большей части как фено­мен, не зависящий от ее личных качеств". Соглашаясь с автором, необходимо доба­вить: привязанность ребенка к такой матери хотя и формируется, но приобретает патоло­гическую форму.

4.  Угрозы родителей уйти из семьи, ис­пользуемые ими либо как метод дисциплиннирования ребенка, либо как способ воздей­ствия на партнера по браку.

"Если ты будешь плохо себя вести, пла­кать или мне надоедать, я вообще уйду из дома, и ты будешь жить один", – такие фра­зы также можно услышать из уст матери. Она не предполагает, что если ребенок за­молчал, притих или перестал играть, то это не лучший вариант его психического состо­яния. В таких случаях у ребенка развивает­ся хроническая тревога по поводу возмож­ной потери матери. В результате он еще больше будет бояться покинуть ее и еще больше будет к ней цепляться и не отпус­кать от себя.

5. Угрозы со стороны одного родителя бросить, даже убить другого родителя или же покончить жизнь самоубийством (каж­дая их них встречается чаще  чем кажет­ся).   

Такая картина наблюдается в семьях, ко­торые находятся на грани развода, и один из родителей начинает манипулировать чувст­вами партнера по браку и ребенка. В этой ситуации ребенок, который до этого спокой­но относился к разлуке с родителями, ус­пешно посещал детский сад, становится очень тревожным, перестает отпускать ро­дителей от себя и отказывается идти в до­школьное учреждение. Привязанность в этом случае также приобретает патологиче­скую форму.

  1. Принуждение ребенка ощущать себя виноватым                                                                         Такой сценарий разворачивается в семь­ях, в которых кто-то болен. Как правило, родители в большей мере заняты больным и не обращают внимания на потребности ребенка. Малыш, не понимая ситуации, в ответ максимально старается привлечь их внимание к себе, бессознательно прибегая к капризам, агрессии, плачу, цеплянию. И чем больше взрослые обвиняют его в бе­зответственном поведении, тем сильнее развивается патологическая привязан­ность.

Любое из перечисленных выше пере­живаний может привести ребенка к жиз­ни в постоянном напряжении и страхе и определяется психологами как состояние тревожной привязанности.

Исследования показали: в зависимости от того, сформированы ли у ребенка надеж­ные эмоциональные связи с родителями, бу­дет зависеть не только его адаптация к но­вым условиям, но и особенности его реаги­рования на многие жизненные обстоятель­ства.

Внимательное отноше­ние к детям, формирование у них надежной привязанности является залогом их будуще­го психического здоровья и, как следствие, более легкой адаптации к любым новым ус­ловиям, в которые попадает ребенок.