Меню сайта

Роль артикуляционной гимнастики в коррекции звукопроизношения.

Подготовила: Учитель-логопед Филимоненко Л.А.

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше.

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.

Когда  люди  делают  гимнастику  для  рук,  ног  -  дело  нам  привычное  и  знакомое.  Мы  тренируем  мышцы,  чтобы  они  стали  ловкими,  сильными,  подвижными.  А  вот  зачем  язык  тренировать?  Оказывается,  язык  -  главная  мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто  необходима.  Ведь  язык  должен  быть  достаточно  хорошо  развит,  чтобы  выполнять  тонкие  целенаправленные  движения,  именуемые звуко-произношением.

Артикуляционная гимнастикаэто совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель  артикуляционной  гимнастики  -  выработка  правильных,  полноценных  движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для  правильного  произношения  звуков,  и  объединение  простых  движений  в  сложные.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

- улучшить кровоснабжение артикуляционных  органов  и  их  иннервацию  (нервную проводимость);

- улучшить подвижность артикуляционных органов;

- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

- научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;

- увеличить амплитуду движений;

- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;

- подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.

 

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики дома

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись, стали более прочными. Лучше выполнять упражнения 2 раза в день утром и вечером, по 3-7 минут.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

3. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

4. Все упражнения выполнять перед зеркалом (лучший вариант – большое зеркало, когда ребенок видит лицо взрослого и свое лицо). Ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

5. Все упражнения проводятся в виде игры. Необходимо заинтересовать ребенка: «Давай поиграем с язычком…».

6. Сначала упражнение проводится медленно, не спеша, 4 – 5 упражнений в день, затем каждый день прибавляем по одному новому упражнению.

7. Покажите правильное выполнение упражнения.

8. Предложите ребенку повторить упражнение, проконтролируйте его выполнение.

9. Следите за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

10. Покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрите («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).

11. В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка, для этого вы можете проявить свою фантазию и обратить артикуляционную гимнастику в сказку.

Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится.

Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, вы должны выяснить, как ваш ребёнок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую и левую руки. Без этого выполнение артикуляционной гимнастики невозможно или крайне затруднительно для ребёнка.

Расскажите о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

 

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой ежедневно.

1.     Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2.     Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3.     Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту» (т. е. у таких детей снижен тонус мышц щек, губ и языка).

4.     Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям, и взрослым – научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

5. Артикуляционная гимнастика способствует снятию эмоционального напряжения.

6. Артикуляционная гимнастика способствует формированию самоконтроля.