Консультация
На тему: «Развитие творческих способностей детей в ИЗО – деятельности»
Автор: Агапова Л. В., воспитатель
В раннем возрасте маленький человек – личность, потому что он свободен от стереотипов и установок взрослых. После 5 лет ребенок все реже поражает нас своей оригинальностью мышления, остротой ума, становясь послушным исполнителем. Он становиться «маленьким взрослым». Потом в его воспитание свою лепту внесет и школа. «Будь как все» – таков к сожалению девиз воспитания детей.
Можно ли что-то изменить уже сегодня? Технология решения исследовательских задач предлагает встречу ребенка с чудом. А чудо живет рядом с воображением и фантазией. Радость необходима ребенку, как кислород. Она помогает полнее раскрыть творческие способности.
Рассмотрим аспекты развития творческого изображения в ИЗО-деятельности.
1. В какой позе можно рисовать?
-
стоя;
-
сидя (на стуле, на корточках, по-турецки);
-
лежа на животе;
-
стоя на коленях.
2. Чем можно рисовать?
-
карандашами;
-
кистью;
-
мелками;
-
свечой;
-
поролоном;
-
штампиками;
-
зубной щеткой;
-
ватой;
-
тюбиком с клеем;
-
угольком;
-
кирпичиком;
-
пальцем;
-
ладошкой;
-
ногами (зимой – на снегу, летом – на песке)
3. На чем можно рисовать?
-
на разнообразной бумаге;
-
на обоях;
-
на доске;
-
на стекле;
-
по ткани;
-
на глине;
-
на блюдце;
-
на салфетке;
-
на земле (песке, снегу);
-
на камне и тд.
Любой материал должен быть доступен ребенку.
Необходимо применять следующие приемы:
1. «Волшебный рисунок» – использовать свечи или восковые мелки с акварельными красками;
2. «Волшебная бумага» – процарапывание рисунка;
3. «Пальцевая живопись» – рисование пальчиками или ладошками;
4. «Рисование точками» – контур рисунка обозначается точками;
5. «Рисование штрихами» – контур рисунка обозначается штрихами;
6. «Рисование по – сырому» – на мокрую бумагу нанести контур кистью или поролоном.
Можно рисовать и наоборот по сухой бумаге, а потом размывать.
1. «Кляксография» – сделать кляксу, раздуть с помощью трубочки и до фантазировать;
2. «Метод набрызга» – делать брызги кистью или зубной щеткой;
3. «Монотипия» – нанести пятна гуашью разных цветов на лист или половину листа и согнуть;
4. «Рисование клеем» – нанести контур клеем, высушить, потом раскрасить красками; если не сушить, то рисунок получится блестящим;
5. «Метод дорисовки» – дорисовать предмет, можно использовать кусочек ткани, наклеить на бумагу – дорисовать, как подскажет фантазия;
6. «Коллаж» – в рисунке использовать разные виды материала (ткань, вата, фольга и тд.)
7. «Метод кубизма» – волшебные геометрические фигуры (круг, квадрат, овал и тд.) необходимо до фантазировать и превратить в реальный предмет;
8. «Рисунок с закрытыми глазами» – с помощью копировальной бумаги, закрыть чистым листом и острым концом карандаша начинать рисовать изображение.
9. «Рисунок на скомканной бумаге» – первоначальное изображение наноситься на скомканную бумагу, затем лист расправляется и дорисовывается картина.
Все эти приемы рисования также относятся к арттерапевтическим методам. Арттерапия – молодое явление, арт-искусство. Используется для снятия нервного напряжения, гармонизации и релаксации, улучшения настроения.
Принцип проведения занятий заключается в усложнении материала. Начинать с простого и постепенно усложнять. Необходимо выполнять следующие важные правила: ребенок должен иметь возможность самостоятельно выбрать любой ИЗО – материал, весь материал должен находиться в доступном для ребенка месте. Взрослый человек должен быть лично заинтересован в выполняемой работе, необходимо стимулировать детей, но стараться не навязывать своего мнения.
Ведь творческие работы – это самовыражение ребенка!