Меню сайта
Консультация
 
на тему: «Я – мальчик, я – девочка»
 
Автор: педагог-психолог Агапова А. И.
 
Как ни старайся по поведению новорожденных ни за что не определишь мальчик это или девочка. Но родители, зная анатомический пол ребенка, ведут себя немного по-разному, особенно – с первыми детьми, когда навыки общения с ребенком только вырабатываются, еще не вошли в привычку. С девочками больше разговаривают, чаще берут на руки, чутко реагируют на их плач. На долю мальчиков приходиться больше физических упражнений. Нетрудно заметить, что в этих различиях складываются представления родителей о поле, хотя сами они едва ли задумываются об этом. Так начинается диалог родителей и ребенка, в котором будут складываться многие особенности психологии мальчиков и девочек.
 
Первые различия в поведении появляются не ранее 2 – 3 месячного возраста, но заметить их «невооруженным глазом» трудно – они выявляются лишь в специальных экспериментах, и их не так уж много.
        
Мальчики лучше реагируют на что-нибудь яркое, а девочки на ласковый человеческий голос. Девочки скорее «откликаются» на мелодичную музыку, а мальчики – на прерывистые немузыкальные звуки. При подслащивании молока аппетит у девочек растет лучше, чем у мальчиков.
        
Не все психологи считают эти различия убедительными. Но вспомните: «мужчины любят глазами, а женщины – ушами», быть сладкоежкой мужчины считают не очень подходящим для себя, а барабан – разве не мужской инструмент? – и это различия не покажутся такими уж неправдоподобными.
        
Вполне определенное различие, которое отмечается уже в первые сутки (и потом на протяжении всей жизни), заключается в том, что женскому полу присуща большая способность чувствовать эмоциональное состояние других людей.
        
Но мы никогда не сможем сказать, что вот это свойство присуще только мальчикам, а это – только девочкам. Мальчики смелые, но не все, как не все девочки – трусишки. Не все девочки послушны, и не все мальчики – упрямы. Кроме того, важно где, когда, в общении с кем и как проявляется то или иное качество. «Бабские штучки» – говорят мальчишки о проявлениях нежности. Но он умеет быть нежным с матерью, будет нежен с женщиной, которую полюбит, с детьми. В известной мере черты, которые принято считать женственными, присущи и мужчинам, как и наоборот. Важно, как они сочетаются в поведении и соответствуют ли они тем представлениям о мужественности и женственности, которые существуют в обществе, то есть, как говорят психологи, половым ролям.
        
Как же дети обучаются половым ролям?
        
Сначала ребенок узнает от взрослых, что он мальчик или девочка. Это происходит на 2-м году – раньше, чем появляется слово «Я». Но почему это так, чем отличаются мальчики от девочек, мужчины от женщин, – он пока не знает, не умеет различать их ни по устройству тела, ни по поведению: одет в штанишки – мальчик, в платьице – девочка. Но даже на то, чтобы узнать такие простые вещи – требуется время.
        
Пока ребенок не знает ничего больше, он легко перепутает пол обнаженного человека. Только к пяти годам дети начинают понимать, что они мальчики или девочки навсегда и, когда вырастут, будут мужчинами или женщинами, дядями или тетями и т. д. Что же происходит до этого?
        
На втором – третьем годах жизни ребенок внимательно изучает свое тело: узнает, где ручки, ножки, глазки и прочее, зачем они и что они делают.
        
Ребенок похож на мореплавателя, открывшего новую землю и составляющего его подробную карту, а земля эта – его собственное тело. Вспомните. Ведь сначала, когда ребенок говорит «бо-бо», он не может не то что сказать, даже показать где именно у него болит. Для этого он должен знать, где у него что, научиться узнавать ощущения от разных частей тела.
        
Взрослый охотно помогает в этом узнавании: «Где у Кирюши глазки?.. Правильно, вот глазки. А что глазки делают?.. правильно – смотрят. А это что у Кирюши?.. Правильно – ручки…» но как дело доходит до того, что скрыто под трусиками, часто следует оклик: «Нельзя… нехорошо… некрасиво… стыдно… » спрашивается, как же узнать, что там, под трусиками – то, что отличает мальчиков от девочек? К тому же, в подсознании ребенка свивает себе гнездо чувство постыдности своего тела, половых органов, которое, как утверждают сексологи, во взрослой жизни становиться основой супружеских дисгармоний. И впрямь, если сексуальные отношения – это разговор на языке телесных ласк, то как и говорить, когда слово вымолвить стыдно?
        
Стыдливость, как деликатное чувство интимности, стыд, как внутренняя ответственность и постыдность, как уничтожающее и сковывающее чувство, – совершенно разные вещи. Придет время -  появиться стыдливость, а пока ребенку необходимо узнать – кто он и почему. «У меня есть это. А у мамы? У папы? У сестрички?». «А почему у меня нет этого? – девочка приносит маме пальчик от перчатки. – Пришей мне это». Наивно? Только на взгляд взрослого, а для ребенка это путь поиска и открытий. Вот малыш оказался в компании обнаженных сверстников: «Ага! У меня есть, у него есть, в у нее нет. Я – мальчик, он – мальчик, она – девочка. Значит, мальчики – те, у кого это есть, а девочки – у кого нет».
        
Параллельно ребенок узнает от взрослого о половых различиях. «Мальчики не плачут. Девочки не дерутся…» взрослые могут поругать: «Ну что ты как девчонка, боишься», – или похвалить: «Какая хорошая девочка – вымыла посуду!» да ребенок и сам чувствует, когда его поведение нравиться, а когда нет. Во всем подражая папе, мальчик думает, что вырастет и женится на маме, а девочка – выйдет замуж за папу.
        
Все это происходит сначала в семье. Видимо, детскому сознанию это представляется очень важным, потому что в детских группах мы видим, что чаще всего отвергают сверстники тех детей, которые нарушают половую роль. Но как только начинает вести себя «правильно», снова принят в игру, в компанию. Обучение половым ролям продолжается, но круг «учителей» растет: родители, сверстники, другие взрослые.
        
Круг знаний расширяется и постепенно приводит к убеждению, что пол – это навсегда. В 3 года вы еще можете покупать малыша: «Вот превращу тебя в мальчика (или в девочку)», – но в 5 лет этот номер не пройдет.
        
Итак, возраст до 5 – время формирования половых ролей и половой идентификации (переживание своей принадлежности к полу). Зависит ли здесь что-нибудь от взрослого?
        
Нередко родители так хотят иметь, например, девочку, что с родившимся мальчиком обращаются как с девочкой: «Он еще маленький – не понимает». Конечно, ему еще не все понятно, но он стремиться, и хочет понять и делает это так, как подсказывает поведение взрослых. Если так продолжается достаточно долго, то усваивается та половая роль, которую предлагают (точнее навязывают) взрослые. Как известно, большая часть того, что происходит до 5 лет, «забывается», то есть становиться неосознаваемым и очень сильно влияет потом на поведение. Недаром ведь говорят, что все главные основы личности складываются до 5 лет. Что ж тогда удивляться, если воспитывавшийся, как девочка, и потом – часто и во взрослом возрасте – выглядит в поведении женственным?
        
Иногда, это происходит помимо воли взрослых, например, когда мальчик – единственный ребенок в семье, где много взрослых. Каждый поцелует, обнимет, пожалеет и т. д., а в результате – слишком много для одного: изнеженность, заласканность формируют девический стиль поведения. Сходные вещи могут происходить и с девочками, которые больше или меньше похожи на «кавалерист – девиц»
Бойтесь воспитания «наоборот»
 
Родителям поведение мальчика – вполне обычное – может казаться недостаточно мужественным, а девочки – женственным. Разумеется, врожденно высокомужественному мальчику и высокоженственной девочке никакими силами не навязать не свойственного им поведения. Мальчишка, которому отказываются покупать «мужские» игрушки, начинает играть в войну с куклами, а девочка, не имеющая кукол, может пеленать и баюкать игрушечный грузовик. Но не все дети – «сверхмальчики» и «сверхдевочки». Для многих «воспитание наоборот» оказывается достаточно сильным, чтобы изменить поведение, привить в той или иной мере противоположную половую роль.
Малыш не только узнает о поле, но и переживает то, что узнает. Можно сказать, что он узнает умом и чувствами. Но у мальчиков и девочек это происходит неодинаково.
 
Девочки, чаще чем мальчики, хотели бы быть людьми другого пола, то есть они как бы завидовали мужскому полу, не находя у себя его достоинств. Так говорил их разум. А чувства? Уже в 3 года свой пол вызывает у них более положительные эмоции, чем противоположный, а себя они выгодно отличают от мальчиков. Иными словами, минусы сознательного восприятия своего пола уравновешиваются плюсами восприятия эмоционального, а к 6 – 7 годам эмоциональные плюсы даже перевешивают.
 
Что же мальчики? Их разум удовлетворён полом больше, и желание изменить его они выказывают гораздо реже. На 4м году жизни они примерно одинаково эмоционально воспринимают мальчиков и девочек и не отличают себя от девочек. Но на 5м году они переживают собственное «Я» эмоционально более отрицательно, чем девочки. А на 6м году это отрицательное восприятие переноситься на всех мальчиков, так что возникает такая же картина, как у девочек на 4м году. И на 7м году это сходство усиливается, так что если бы дети могли выразить свое эмоциональное отношение к полу и себе, то девочки сказали бы: «Мальчики плохие, девочки хорошие, я хорошая», – а мальчики: «Девочки хорошие, мальчики плохие, я плохой».
 
Возможно, это происходит потому, что воспитательное  давление на мальчиков больше, чем на девочек. Мальчишеское поведение часто просто неудобно взрослым, и говоря мальчикам, что он должен быть мужественным, его как раз за проявления мужественности и наказывают. 5 – 6 лет – это возраст для мальчиков особенно трудный. Их восприятие пола и себя напряженнее и противоречивее, чем у девочек, больше риск поведенческих нарушений, невротических срывов.
 
Девочек поджидает другая опасность: если взрослые безоглядно поддерживают их превосходство над мальчиками, то результатом может стать уже не «женская гордость», а кичливое чувство превосходства, которое затруднит отношения с противоположным полом.
 
Как видим, становиться мальчиком и девочкой – не самая простая вещь.
 
назад>>>