Меню сайта

Консультация для родителей

на тему:

«Рука развивает мозг»

Подготовила: Анкудинова А. И., педагог-психолог первой квалификационной категории.

Существует методика Марии Монтессори  о естественном и свободном деятельном развитии здорового ребёнка в специальной среде, где прежде всего давалась бы работа его рукам. Рукам, а значит душе, сердцу, эмоциям и голове постоянно находились интересные посильные занятия, становясь все сложнее. Взрослый не делал бы ничего за ребёнка, он только помогал бы ему. И всё воспитание как бы заключалось всего лишь в помощи психофизическому развитию, в передаче активности самому ребёнку. 

Кажется в нашей отечественной педагогике те же самые принципы. Вот только классических, народных развивающих игр – материалов нет, да и доверия возможностям детской руки – тоже. Ни ручной мельницы, ни прялки, ни молотка, ни спиц вязальных, ни крючков… 

Кто же видел, да и кто же допустит, что бы в наших семьях или детских садах трёхлетки самостоятельно пользовались ножами, ножницами, молотком, отвёрткой?! Отсюда увлечение словесным, вербальным воспитанием или той наглядностью, которая только для зрительного и слухового восприятия.

Нечасто даже канаты, качели, перекладины и шведские стенки есть в том помещении, где находятся дети. Боясь травматизма физического, взрослые забывают о том, что тепличным воспитанием, ограждением от необходимого обделяют ребёнка, делают его травматичным психологически. При это вербальное воспитание делает ребёнка болтуном – неумейкой.

Наши предки воспитывали своих наследников по такой методике задолго до Монтессори. Наши деды – прадеды детей чуть ли не с рождения снабжали маленькими копиями орудий труда и упражняли детские ручки в разной работе. Происходило это обязательно в том возрасте, когда подражание у малышей ещё не угасло, и любая взрослая деятельность представлялась самой привлекательной. Дети наслаждались и работой, и общением с родителями, и их подбадриваниями, и оценкой труда – непременно поощрительно высокой.

Наши отечественные учёные, физиологи и педагоги писали о важности стимулирования мозговой деятельности через ручную деятельность. Также отечественными педагогами разрабатывались специальные игровые пособия  для упражнения руки.

Но часто на практике в советские времена методика стимулирования руки-и тем самым, стимулирования мозговой деятельности – применялись лишь в дефектологии, логопедии. Зато существовал принцип трудового воспитания.

О системе Монтессори до 90-х годов упоминали как о буржуазной, зато сегодняшние родители слышали о системе, близкой к Монтессори,  – о методике Никитиных. Многие знают о системе физического воспитания, а о ручном развитии интеллекта, знают меньше. В современных семьях чаще заботятся о развитии книжного ума, а на деле он получается телевизионный, это когда ребёнок не занят ничем кроме просмотра подряд всех телепередач. Психологическая травма, нанесенная бездельным времяпрепровождением и содержанием взрослых телепередач, во внимание не принимается. А тем самым руки, не занятые делом, становятся неуправляемыми. Неумейки превращаются в нехочух.

К сожалению, идеи о важности ручного или мануального интеллекта пока современными  родителями не разделяются. Устарели эти идеи вместе с ручным производством.

Когда стали возникать Монтессори–группы, то их первым оборудованием стали домашние инструменты, в этих группах дети рано приобщаются к разнообразной ручной деятельности. Они чаще становятся умниками решателями проблем, уровень развития произвольности у них также выше, чем у воспитанников обычных групп. Читать, писать и считать с помощью ручных Монтессори – пособий дети обучаются незаметно, каждый в свой срок, до школы, хотя их никто не принуждает.

В традиционных группах редко можно увидеть необходимые для ума и рук инструменты, а проверка умелости детских рук показала, что она ниже нормы (дети не умеют перед школой завязывать шнурки, не режут ножом, не умеют пилить, забивать гвозди, пришивать пуговицы).

Ручной труд и ручные умения детей, по мнению родителей, дело школы, к тому же, в современном компьютерном мире, это почти лишнее. А как же обойтись в будущем без хирургов, массажистов, ювелиров, скрипачей, художников и т.д., людей других ручных профессий, из неумелых в умелые руки сами собой не превратятся.

Мы говорим о том, как развивает мозг рука ребёнка, что могут сделать педагоги и родители для стимуляции и обогащения этого развития, как взаимосвязаны ручное и интеллектуальное развитие.