Меню сайта

Развитие логического мышления детей дошкольного возраста

       Окружающий мир, в который входит ребёнок, с каждым годом ставит все более сложные задачи, для решения которых необходимо уметь выделять связи, отношения между явлениями.

       Главной целью образования является подготовка подрастающего поколения к активной жизни в условиях постоянно меняющегося социума. Поиск эффективных дидактических средств развития логического мышления дошкольников рассматривается как неотъемлемую часть данного процесса.

       В связи с этим, в современных программах начальной школы большое значение уделяется именно логической составляющей. Чтобы ребёнок не испытывал трудности с первых уроков, уже в дошкольный период необходимо готовить его соответствующим образом.

       В рамках современного педагогического процесса предлагаются различные методы и способы развития логического мышления детей дошкольного возраста.

       Стоит отметить, что большинство исследований в области развития мышления у дошкольников в основном направлены на развитие отдельных его компонентов, а не логического мышления как целостной структуры.

       Общепринятым является тот факт, что целесообразнее развивать логическое мышление в русле математических знаний.

Основными посылками совершенствования и усложнения мыслительной деятельности в дошкольном возрасте являются следующие:

  • появление произвольности в поведении и познавательных процессах;
  • способность действовать по образцу и инструкции;
  • умение оценивать работу – свою и других;
  • способность подчиняться требованиям и правилам ситуации;
  • способность находить общий способ действия в условиях решения определенного типа задач;
  • способность осуществлять контроль за собственными действиями.

        Каждая задача для ребёнка – это сложная система, состоящая из набора различных связанных и не связанных между собой факторов. Её можно разложить на ряд более «мелких» задач, приближенных к предметным, но даже «мелкая» задача содержит большое количество данных. Среди них есть несколько основополагающих, которые и необходимо выделять при её решении.

       При специальной методической организации деятельности дошкольника процесс перехода к высшим формам мышления может быть простимулирован.

 

Рекомендации педагогам и родителям по развитию  логического мышления у детей дошкольного возраста

        Ребёнок должен научиться самостоятельно, рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности.

  • Не допускайте, чтобы ребёнок скучал во время занятий. Если ребёнку интересно учиться, он учится лучше. Интерес – лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и даёт им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.
  • Старайтесь показывать необходимость каждого знания, приводите примеры. Связывайте новые знания с уже усвоенными, понятыми.
  • Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребёнка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребёнку более легкий вариант.
  • Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и малого продвижения вперёд. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребёнку задания, значительно превышающие его интеллектуальные возможности.
  • В занятиях с ребёнком нужна мера. Не заставляйте ребёнка делать упражнение, если он без конца вертится, устал, расстроен. Постарайтесь определить пределы выносливости ребёнка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшой отрезок времени.
  • Избегайте неодобрительной оценки. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.
  • Постарайтесь не воспринимать занятия с ребёнком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувства юмора.

Научите ребёнка:

  • Сравнивать и сопоставлять предметы, находить их сходства и различия (маленький – большой, длинный – короткий; по цвету – оба зелёные, но один – лягушонок, а другой – листок и т. д.).
  • Описывать различные свойства окружающих его предметов (холодный – горячий, злой – добрый, мягкий – твердый и т.д.).
  • Узнавать предметы по заданным признакам (пушистый маленький живой -  котёнок).
  • Разделять предметы на классы, группы путём выделения в этих предметах тех или иных признаков (лиса, волк, заяц – дикие животные; мяч, яблоко, глобус – круглые и т.д.).
  • Находить противоположные по значению понятия (пушистый – гладкий, кислый – сладкий, солёный – пресный и т.д.).
  • Определять родовидовые отношения между предметами и понятиями (бабочка – это насекомое; собака – это домашнее животное).

        Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение – все то, чем занимается ребёнок до школы, развивает у него такие мыслительные операции как анализ и синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация.

       Анализ – это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части. Анализ – это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений и т. д.; это расчленение познаваемого объекта на различные компоненты.

       Синтез – это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому. В отличие от анализа синтез предполагает объединение эле­ментов в единое целое. Анализ и синтез обычно выступают в единстве. Они неразрывны, не могут существовать друг без друга: анализ, как правило, осуществляется одновременно с синтезом, и наоборот. Анализ и синтез всегда взаимосвязаны.

       Обобщение – это мыслительная операция, заключающаяся в объединении многих предметов или явлений по какому-то общему признаку.

       Сравнение – это операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и в выявлении, таким образом, общности или различия между ними.

       Классификация – операция отнесения единичного объекта, события, переживания к некоторому классу, в качестве которого могут выступать вербальные и невербальные значения, символы и т.п.

       Ребёнок учится понимать главную мысль предложения, текста, картинки, объединять несколько картинок на основе общего признака, раскладывать картинки на группы по существенному признаку и т.д.

 

Примеры упражнений для развития логического мышления

«Найди лишнюю картинку».

Подберите серию картинок, среди которых каждые три картинки можно объединить в группу по общему признаку, а четвертая лишняя.

  • собака, волк, кошка, лошадь (лишний волк – потому что он дикое животное…);
  • стул, зонт, диван, кресло (лишний зонт – потому что все остальное мебель…);
  • тарелка, кружка, ложка, ручка (лишняя ручка – так как все остальное посуда);

        Разложите перед ребёнком первые четыре картинки и предложите ему лишнюю убрать. Спросите: «Почему ты так думаешь. Чем похожи те картинки, которые ты оставил?»

       Отметьте, выделяет ли ребёнок существеннее признаки, правильно ли группирует предметы.

       Если вы видите, что ребёнку трудно достается эта операция, то продолжайте терпеливо заниматься с ним, подбирая другую серию картинок. Помимо картинок можно использовать и предметы. Главное заинтересовать ребёнка игровой формой задания.

 

«Назови, одним словом».

Дети должны назвать каждую группу одним словом:

а) Вера, Анна, Надежда, Галина, Елена –(,,,,,,)… (имена)

б) Стол, диван, кресло, стул -… (мебель)

в) Москва, Баку, Кишинев, Минск -… (города)

г) Чашка, блюдце, стакан, кастрюля -… (посуда)                                                                 

д) Январь, март, май, август -… (месяца)

 

«Как это можно использовать?»

Предложите ребёнку игру: найти наиболее большее число вариантов использования какого-либо предмета.

Например, вы называете слово «карандаш», а ребёнок придумывает как можно использовать этот предмет.

Ребёнок называет такие варианты:

  • Рисовать
  • Писать
  • Использовать, как палочку
  • Указка
  • Градусник для куклы и т.д.

 

«Определи понятия»

Ребёнку предлагаются следующие наборы слов:

  • Велосипед, кнопка, книжка, плащ, перья;
  • Самолет, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой
  • Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус

        Попросите ребёнка представить себе человека, который не знает значение ни одного из этих слов. Далее вы говорите: «Постарайся объяснить этому человеку, что означает каждое слово».

       Перед тем, как ребёнок попытается дать определение слову, убедитесь в том, что он понимает его. Это можно сделать с помощью вопроса: «Знаешь ли ты это слово?» или «Понимаешь ли ты смысл этого слова?»

       Помогайте ребёнку давать определения каждого слова, задавайте наводящие вопросы, но всегда сначала дайте ему возможность ответить самому.

 

«Закончи слово»

       Предложите ребёнку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, произнося первый слог, а он – его заканчивать. «Отгадайте, что я хочу сказать: По…», – так вы начинаете игру.

Предлагаются слоги:


• по…

• до…

• на…

• че…

• за…

• пры…

• ми…

• ку…

• му…

• зо…

        Если ребёнок легко и быстро справляется с заданием, предложите ему придумывать (отгадывать) не одно слово, а столько, сколько он сможет.

       Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем скорости мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности

 

«Подбери признаки»

Подобрать слова признаки по каждому слову

Игра (какая?)- интересная, веселая, забавная, подвижная и т.д.

Снег (какой)- пушистый ….

Вода (какая?) –холодная…..

Луна (какая?)- круглая…..

Дым (какой?) – густой)…..

День (какой?)- солнечный…..

Облако (какое?) – белое, …..

Трава –

Крик-…

Стол -..

Окно -..

Дом -…

 

Литература

  1. Истомина, З.М. Формирование приемов логического мышления у детей дошкольного возраста и младших школьников / З.М. Истомина [и др.] // Вопросы психологии. – 1999. – С. 23-29.
  2. Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания "Джордано": [Электронный ресурс] – М. 2002. 85 с.
  3. Корепанова М.В. , Богатырева В.В., Развитие логического мышления старших дошкольников в процессе математического моделирования, "Начальная школа плюс До и После"/ 05.2009
  4. Образовательная система «Школа 2100» – качественное образование для всех : сб. мат. / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – М. : Баласс, 2006. – 320 с.

 

наверх

назад>>>