Меню сайта

Работа в консультационном пункте

(консультация для родителей детей 1,5 до 3 лет)

 « Мамочка, не волнуйся» или

 «Я иду в детский сад»

 

 

 

 

Подготовила:

педагог – психолог МДОУ № 131

Анкудинова А. И.

 

 

 

 

Цель: повышение компетентности родителей по подготовке ребенка к детскому саду, а также в период адаптации.

Задачи:

• образовательная:

1. познакомить родителей с понятием “адаптация”;

2. дать рекомендации родителям по подготовке ребенка к детскому саду.

• воспитательная:

1. показать различные способы и приемы в воспитании детей раннего возраста.

• развивающая:

1. установление эмоционального контакта, партнерских отношений с родителями;

2. показать возможность доверительного отношения к работникам образовательного учреждения, уважительного отношения  друг к другу.

 

План

  1. Суть адаптации ребенка к детскому саду
  2. Подготовка к детскому саду
  3. Виды адаптации к детскому саду
  4. Советы по адаптации ребенка к саду

 

Ход собрания.

Итак, начинается период адаптации ребенка в детском саду – ваше ребенок начинает посещать детский сад каждый день, но вы больше несчастны, чем рады этому событию. Вы с трудом узнаете своего ребенка. Он как будто начинает возвращаться в младенчество, происходит регресс во всех достижениях: речь, навыки, игры, будто приостанавливаются в развитии. Каждое утро начинается до боли одинаково: ребенок плачет, умоляет не отводить его в садик, ищет отговорки, чтобы остаться дома, обещает быть послушным, проситься к маме. Родительское сердце сжимается при виде такого.

Давайте разберемся, в чем же суть адаптации ребенка в детском саду?

Адаптация в детском саду — это привыкание организма к новым условиям и новой среде. Для ребенка, который с рождения до ранних лет все время был дома рядом с мамой и папой, детский сад является той новой обстановкой, неизведанным пространством, с новыми впечатлениями и совершенно другим окружением.

Период привыкания протекает сложно и отражается на всем организме ребенка, на его поведении, здоровье и нервной системе. Он  естественным образом ощущает стресс.

Самым тяжелым и стрессовым в данной ситуации является отсутствие мамы, самого близкого и родного человека. Ребенок чувствует себя брошенным, покинутым среди незнакомых людей, испытывает страх, потому что не знает как себя вести в новой среде, но явно чувствует, что надо вести себя по-другому, не так как дома. На почве разлуки с матерью и страхом у ребенка начинается стрессовое состояние, которые выражается либо психонервными изменениями в поведении малыша, либо в здоровье. На фоне тяжелой адаптации ребенка в детском саду он может даже начать болеть. Время адаптации зависит от каждого ребеночка индивидуально. Кому то потребуется пару недель, чтобы привыкнуть к новому образу жизни, у кого-то уйдут на это месяцы, а есть такие дети, которые вообще не могут привыкнуть к детскому саду. Детей с особо сложными формами адаптации следует отдавать в сад чуть позже, но не в три года. По статистике мальчик в возрасте от 3 до 5 лет более уязвимы и привязаны к матери, чем девочки, и адаптация в детском саду может проходить более болезненно для них.

Не стоит забывать и об известном всем родителям кризисе трех лет, когда в психике ребенка проходят коренные изменения, ребенок начинает понимать свое «я», ярко формируется его характер и личность. В этот период ребенок очень уязвим, и может плохо воспринимать изменения в его жизни.

Если вы все-таки четко стоите на том, что ребенку следует ходить в детский сад, вам нужно следовать определенным правилам поведения, чтобы адаптационный период в детском саду прошел менее болезненно для вас и вашего ребенка. Родители должны четко понимать, зачем ведут ребенка в сад. В первую очередь, ребенок учиться общаться в коллективе – социально адаптируется, а далее уже идут услуги присмотра и обслуживания.

Подготовка к детскому саду

  • Подготовку к детскому саду нужно начинать неспешно и постепенно знакомя ребенка с новым режимом и окружением.
  • Для начала мама водит ребенка на дневную и вечернюю прогулку, чтобы ребенок познакомился с воспитателями, детьми, но знал, что за ним скоро придет мама и он здесь ненадолго.
  • В течение первой недели ребенка нужно приводить к 9 часам утра, чтобы он не видел слез и других негативных эмоций детей при расставании с мамами.
  • В течение вечерней прогулки важно, чтобы ребенок увидел, что за детьми приходят мамы и забирают их домой.
  • Дома по возможности кормите ребенка блюдами, приближенными к меню детского сада.
  • Постепенно в домашних условиях начинайте придерживаться режима дня как в детском саду.

Таким образом, при подготовке к детскому саду - самое важное это постепенность. Не стоит торопить события!

По степени адаптации дети в детском саду делятся на три группы:

1 степень – поначалу ребенок капризничает, плачет. Обычно через 2 – 3 недели он будет оставаться в детском саду без проблем. Сдвиги нормализуются в течении 10-15 дней.     

 

2 степень – слезы, крики, странное поведение ребенка. Ребенок отказывается идти в детский сад, но успокаивается постепенно в группе. На фоне такого эмоционального состояния ребенок начинает болеть. Постепенно ребенок становится спокойнее и затем привыкает. Сдвиги нормализуются в течении  месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса.

 

3 степень – самая тяжелая. Ребенок никак не может привыкнуть к детскому саду. Ребенок начинает часто и длительно болеть. От этого страдает его нервно – психическое развитие: ребенок может забывать новые слова, демонстрировать мнимое неумение есть ложкой, проявлять замкнутость и отчужденность. Длится от 2 до 6 месяцев, может наступить как физическое так и психическое истощение организма.

Каждый ребенок — это индивидуальность, яркая личность. Для каждого период адаптации в саду свой. Степень продолжительности привыкания зависит от разных факторов: характер и состояние здоровья ребенка, личность воспитателя, атмосфера в семье, отношения между родителями и степень подготовки родителей отдать своего ребенка в сад тоже играет важную роль. Будьте готовы к разным проявлениям: ласковый малыш может стать агрессивным, начнет кусаться, плеваться и ругаться. Или же, наоборот, шустрый и активный малыш может замкнуться в себе, стать обидчивым и капризным.

Конечно, не так просто определить темперамент ребенка с первого взгляда. В разных ситуациях ребенок может по-разному себя вести, даже общительный карапуз может разрыдаться при расставании с родными, начнет проситься домой, потому что еще не привык и не готов к переменам.

Привычки могут сильно влиять на поведение ребенка в период адаптации в детском саду. Если дома его кормит с ложки только мама, то в садике он просто откажется от еды, и будет ждать, пока его накормят. Ваш ребенок может зайтись в плаче по любому поводу — не знает, как мыть руки, какие игрушки брать, как самостоятельно засыпать. Поэтому, для того чтобы не травмировать психику ребенка на стадии адаптации, следуют учитывать и уважать его привычки и постепенно формировать новые.

Для менее болезненной адаптации следуют как можно чаще хвалить ребенка, подбадривать его действия. Необходимо также создать дома комфортную и дружелюбную атмосферу.

Не поддавайтесь эмоциям и переживаниям ребенка слишком сильно. Часто дети, которые рыдают при расставании, очень быстро успокаиваются, как только мама уходит, и спокойно ведут себя в течение всего дня. Если ребенок поймет что может манипулировать вашими чувствами, то он продолжить «играть на публику» дальше. В таких случаях можно поручить отводить ребенка в сад папе, поскольку отцы имеет более серьезный авторитет и влияние на своих детей и менее податливы детским переживаниям и слезам.

Вы можете заметить то, что после посещения детского сада ребенок очень сильно устает, как, будто сам не свой. Не переживайте заранее, просто ребенку требуется время привыкнуть к новому режиму, и образу жизни и это совсем не означает что адаптация ребенка в детском саду проходит со сложностями.

Дайте ребенку время привыкнуть к новому режиму, и все встанет на свои места.

Приемы, облегчающие ребенку утреннее расставание

- научитесь прощаться с ребенком быстро, не затягивайте расставание, ребенок почувствует ваше беспокойство за него, и ему будет еще труднее успокоиться;

- дайте малышу с собой в садик какую-нибудь игрушку небольшого размера, которая будет напоминать ему о вас и о том, как сильно вы его любите;

- никого не пытайтесь ускользнуть от ребенка незаметно, если хотите, что бы он вам доверял;

- придумайте забавный ритуал прощания и строго его придерживайтесь (поцелуй в щечку, рукопожатие и др.);

- не пытайтесь подкупить ребенка, чтобы он остался в детском саду за новую игрушку;

- четко ребенку дайте понять, что какие бы истерики он не закатывал, он все равно пойдет в детский сад. Если вы хоть раз ему поддадитесь, в дальнейшем будет уже гораздо сложнее справиться с его капризами и слезами.