Консультация для родителей по развитию речи младших дошкольников.
«Развитие речи детей младшей группы»
Подготовила: Шитова Н.В., учитель-логопед.
Нарушения речевого развития – одна из наиболее часто сталкивающихся проблем, которая волнует родителей и педагогов, объем таких нарушений велик и колеблется от неправильного произношения отдельных звуков до полного отсутствия речи.
Часто у родителей возникают вопросы: что является нормой речевого развития и когда необходимо обращаться к специалистам. Ведь чем раньше нормализована речь ребенка, тем более благоприятным будет прогноз его в дальнейшем развитии.
Признаки неблагополучного развития речи ребенка раннего возраста:
- Ребенок развивается с задержкой.
- Ребенок перенес серьезные заболевания.
- У ребенка есть неврологические заболевания.
- Ребенок не всегда понимает вопросы, не может выполнить простейшие просьбы взрослого.
- Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.
- Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.
Если вы заметили что-то неладное в речевом развитии вашего ребенка, обязательно обратитесь к специалистам.
Как помочь ребенку при речевом нарушении. (10 советов)
- Уже в этом возрасте увидеть проблему и обратиться к специалистам, а не ждать, когда ребенок заговорит сам.
- Старайтесь проводить все занятия в игровой форме.
Как известно, игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Именно в игре ребенок узнает все новое. Для достижения результата, надо играть с ребенком в игры, развивающие речь, фантазию, мышление. Поэтому занятия дома должны проходить в игровой форме. Для достижения результата надо заниматься не меньше 3-х раз в неделю, а лучше ежедневно по 10-15 минут. Не переутомляйте малыша! Не перегружайте информацией! Это может стать причиной заикания. Начинайте занятия с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая время.
Организуйте рабочее место малыша. Важно разнообразить игры и упражнения. Это могут быть игры на развитие мелкой моторики, артикуляционная гимнастика, игры на развития слухового внимания и фонематического слуха, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика. (см. Приложения).
- Занятия должны нравиться ребенку – это обязательное условие.
• выбирайте время для занятий, когда малыш сыт, выспался, погулял, хорошо себя чувствует;
• вписывайте занятия в распорядок дня и придерживайтесь его каждый раз, должен быть режим;
• сохраняйте интерес ребенка к занятию. Если игра или упражнение кажутся ребенку скучными, найдите ему замену, никогда не заставляйте;
• не отвечайте отказом на просьбу детей поиграть.
- Разговаривайте со своим ребенком во всех видах деятельности: игра, раздевания, одевания и т.д..
- Говорите правильно (не би-би, а машина).
- Задавайте открытые вопросы, спрашивайте (Что он делает? вместо – Он играет?).
- Выдерживайте временную паузу, чтоб ребенок успел ответить на задаваемый вопрос.
- Читайте сказки, стихи.
- Описывайте все вокруг, пусть у малыша будет больше словарного запаса.
- Начинайте учить ребенка к коротким фразам. Например: ребенок знает слово «мяч» и «большой», то соедините два слова, чтоб получилось «большой мяч».
Развивая речь, важно подготовить и органы артикуляционного аппарата к чистому произношению звуков. В норме, все звуки речи должны быть сформированы к 4-5 года. Однако если у ребенка этого возраста еще не все звуки сформированы, не стоит пытаться ставить звуки самостоятельно, так как можно навредить ребенку. Подготовительные же упражнения, направленные на тренировку органов артикуляции к чистому произношению, родитель могут использовать в своих домашних занятиях. Главное, все подготовительные упражнения следует выполнять перед зеркалом, чтобы ребенок мог сам себя контролировать. Заниматься следует 3-4 раза в неделю по 5-10 минут. Главное, чтобы малышу нравились эти игры, а помочь в подборе таких упражнений поможет логопед.
Пальчиковая гимнастика:
Мой весёлый круглый мяч, (Одной рукой бьём по воображаемому мячу.)
Щёки круглые не прячь! (Смена рук.)
Я тебя поймаю, (Двумя руками, соединив одноимённые пальцы, показываем мяч.)
В ручках покатаю! (Покатали воображаемый мяч между ладоней.)
Красный-красный мухомор- (Соединяем кончики пальцев – изображаем шляпу гриба.)
Белых крапинок узор. (Одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем другой руки показываем «крапинки».)
Ты красивый, но не рвём! (Погрозили пальчиком.)
И в корзинку не берём! (Прямая ладонь от себя – отодвигающий жест.)
Я – зелёная капуста, (Руки перед собой образуют круг.)
Без меня в кастрюле пусто. (Наклонили голову – «заглядываем в кастрюлю».)
Листья снимете с меня, (Разводим руки в стороны.)
И останусь только я!