Меню сайта

Консультация  для родителей по развитию речи младших дошкольников.

 «Развитие речи детей младшей группы»

Подготовила: Шитова Н.В., учитель-логопед.

Нарушения речевого развития – одна из наиболее часто сталкивающихся проблем, которая волнует родителей и педагогов, объем таких нарушений велик и колеблется от неправильного произношения отдельных звуков до полного отсутствия речи.

Часто у родителей возникают вопросы: что является нормой речевого развития и когда необходимо обращаться к специалистам. Ведь чем раньше нормализована речь ребенка, тем более благоприятным будет прогноз его  в дальнейшем развитии.

Признаки неблагополучного развития речи ребенка раннего возраста:

  • Ребенок развивается с задержкой.

 

  • Ребенок перенес серьезные заболевания.

 

  • У ребенка есть неврологические заболевания.

 

  • Ребенок не всегда понимает вопросы, не может выполнить простейшие просьбы взрослого.

 

  • Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.

 

  • Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.

 

Если вы заметили что-то неладное в речевом развитии вашего ребенка, обязательно обратитесь к специалистам.

 

Как помочь ребенку при речевом нарушении. (10 советов)

  1. Уже в этом возрасте увидеть проблему и обратиться к специалистам, а не ждать, когда ребенок заговорит сам.
  2. Старайтесь проводить все занятия в игровой форме.

Как известно, игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Именно в игре ребенок узнает все новое. Для достижения результата, надо играть с ребенком в игры, развивающие речь, фантазию, мышление. Поэтому занятия дома должны проходить в игровой форме. Для достижения результата надо заниматься не меньше 3-х раз в неделю, а лучше ежедневно по 10-15 минут. Не переутомляйте малыша! Не перегружайте информацией! Это может стать причиной заикания. Начинайте занятия с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая время.

Организуйте рабочее место малыша. Важно разнообразить игры и упражнения. Это могут быть игры на развитие мелкой моторики, артикуляционная гимнастика, игры на развития слухового внимания и фонематического слуха, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика. (см. Приложения).

  1. Занятия должны нравиться ребенку – это обязательное условие.

• выбирайте время для занятий, когда малыш сыт, выспался, погулял, хорошо себя чувствует;

• вписывайте занятия в распорядок дня и придерживайтесь его каждый раз, должен быть режим;

• сохраняйте интерес ребенка к занятию. Если игра или упражнение кажутся ребенку скучными, найдите ему замену, никогда не заставляйте;

• не отвечайте отказом на просьбу детей поиграть.

  1. Разговаривайте со своим ребенком во всех видах деятельности: игра, раздевания, одевания и т.д..
  2. Говорите правильно (не би-би, а машина).
  3. Задавайте открытые вопросы, спрашивайте (Что он делает? вместо – Он играет?).
  4. Выдерживайте временную паузу, чтоб ребенок успел ответить на задаваемый вопрос.
  5. Читайте сказки, стихи.
  6. Описывайте все вокруг, пусть у малыша будет больше словарного запаса.
  7.  Начинайте учить ребенка к коротким фразам. Например: ребенок  знает слово «мяч» и «большой», то соедините два слова, чтоб получилось «большой мяч».

Развивая речь, важно подготовить и органы артикуляционного аппарата к чистому произношению звуков. В норме, все звуки речи должны быть сформированы к 4-5 года. Однако если у ребенка этого возраста еще не все звуки сформированы, не стоит пытаться ставить звуки самостоятельно, так как можно навредить ребенку. Подготовительные же упражнения, направленные на тренировку органов артикуляции к чистому произношению, родитель могут использовать в своих домашних занятиях. Главное, все подготовительные упражнения следует выполнять перед зеркалом, чтобы ребенок мог сам себя контролировать. Заниматься следует 3-4 раза в неделю по 5-10 минут. Главное, чтобы малышу нравились эти игры, а помочь в подборе таких упражнений поможет логопед.

Пальчиковая гимнастика:

 

Мой весёлый круглый мяч, (Одной рукой бьём по воображаемому мячу.)

Щёки круглые не прячь!      (Смена рук.)

Я тебя поймаю,                     (Двумя руками, соединив одноимённые пальцы, показываем мяч.)

В ручках покатаю!               (Покатали воображаемый мяч между ладоней.)

 

 

Красный-красный мухомор-  (Соединяем кончики пальцев – изображаем шляпу гриба.)

Белых крапинок узор.             (Одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем другой руки  показываем «крапинки».)

Ты красивый, но не рвём!      (Погрозили пальчиком.)

И в корзинку не берём!          (Прямая ладонь от себя – отодвигающий жест.)

 

Я – зелёная капуста,              (Руки перед собой образуют круг.)

Без меня в кастрюле пусто.  (Наклонили голову – «заглядываем в кастрюлю».)

Листья снимете с меня,         (Разводим руки в стороны.)

И останусь только я!