Консультация: «Если ваш ребенок не говорит».
Подготовила: учитель – логопед Шитова Н.В.
Нарушения речевого развития – одна из наиболее часто сталкивающихся проблем, которая волнует родителей и педагогов, объем таких нарушений велик и колеблется от неправильного произношения отдельных звуков до полного отсутствия речи.
Если в ваших семьях растет молчун, и готовы на все, чтобы «партизан» наконец-то заговорил. Вы – одни из них? Тогда давайте поговорим!
У большинства детей – молчунов наблюдались проблемы в развитии речи уже в 1-1,5 года: словарь нарастал очень медленно, долгое время ребенок пользовался сокращенными словами и звукоподражаниями, фразовая речь появилась после 3-4 лет. И даже после начала коррекционной работы положительная динамик проявляла себя очень медленными темпами. К началу школьного обучения проблемы устной речи не удавалось устранить окончательно, что практически всегда приводило к серьезным трудностям в овладении чтением и письмо. На вопрос «В каком возрасте необходимо начинать занятия с логопедом?», «С момента обнаружения отставания в речевом развитии». Не стоит отпускать речевые проблемы на самотек!
Но, конечно, далеко не все родители имеют возможность отдать свое 2-3-летнее чадо в надежные руки специалиста. Поэтому эти мамы и папы должны стать «домашними логопедами» своим детям, чтобы «не было мучительно обидно за бесцельно прожитые годы», не жить спокойно в ожидании «чуда».
И для таких «неспокойных» родителей есть несложные методы, которые помогут развить речь ребенка и заодно укрепят эмоциональную связь между мамой (папой) и ребенком.
ГОВОРИТЕ!
Есть мамы и папы, которые полагают, что разговоры с ребенком-молчуном – пустая трата времени, ведь он все равно не вступает в диалог. Трудно придумать большее заблуждение. Наоборот, чем чаще и дольше вы разговариваете с малышом, тем больше у него поводов усвоить новые слова и понятия и захотеть вам ответить! При любом удобном (и неудобном) случае беседуйте: рассказывайте, как варите суп, что вы одеваете, озвучивайте действия свои и ребенка. Только не стоит употреблять много искаженных «детских» слов (бибика, ава и т.п.), если ребенок вышел из младенческого возраста. Лучше говорить с ним, используя простые, но правильные слова.
ИГРАЙТЕ!
Чем активнее вы будете увлечены игрой, тем лучше. «Озвучивайте» игрушки, просите показать тот или иной предмет, где «спрятался» утенок, куда «побежал» щенок и т.п. Игры формируют тесную эмоциональную связь между родителем и ребенком, а это помогает детям раскрыться и заговорить. Игра – самая важная форма деятельности для ребенка. Если он увлечен действиями с игрушкой, то для него совершенно естественным является кормить ее, укладывать спать. Простые слова «На!», «ешь!», «спи!», «ай-яй-яй», обращенные к игрушке.
Или возьмите на вооружение игру «Доскажи словечко»: выберите для нее самые простые стихотворные тексты или загадки с рифмованным ответом.
Говорит корова … Му-у!
Молока … кому?»
Говорит собака … Ам!
Кошке мяса не … отдам!
ТРЕНИРУЙТЕ ПАЛЬЧИКИ!
Не забывайте о необходимости совершенствования мелкой моторик. Специалисты не зря отмечают тесную связь между ее развитием и становлением речи: доказано, что около трети всей площади двигательной коры мозга занимает проекция ладони. Речевая зона же расположена к ней очень близко, поэтому возбуждение первой, естественным образом приводит к активизации второй. С самыми маленькими детьми в этом вам помогут разнообразные игрушки-вкладыши, игрушки по типу «почтового ящика», где в окошки надо вставить подходящие по форме детали. Дети постарше – более сложные игрушки, конструкторы и т.п. И, конечно, пальчиковые игры – короткие стихотворные тексты, сопровождаемые движениями кистей и пальчиков. Маленьким детям эти игры проводят в режиме «пассивной» гимнастики – загибает, загибает, растирает пальчики на маленькой детской ладошке сам взрослый. Но уже через некоторое время ребенок сам начинает выполнять элементы пальчиковой игры.
(Ладонь ребенка раскрыта, лежит на ладони взрослого):
«Этот пальчик – дедушка (загибаем в кулачок большой палец),
Этот пальчик – бабушка! (то же самое делаем с указательным пальчиком),
Этот пальчик – папочка (средний палец),
Этот пальчик – мамочка (безымянный палец),
Этот пальчик наш я,
Вот и вся моя семья. (загибаете в кулачок мизинец и называете имя своего ребенка).
ПОВТОРЯЙТЕ!
У детей сильно развиты механизмы подражания: они сейчас напоминают обезьянок, и этим можно замечательно воспользоваться в целях развития речи. Начните с простых пальчиковых игр или речи с движением: пусть сначала ребенок научиться повторять за вами серию одиночных движений, а потом уже – их совмещать. Говорите достаточно громко и четко артикулируйте. Через некоторое количество повторений движений рук ребенок начнет и произносить вместе с вами отдельные звукоподражания или даже слова. Не пытайтесь изобретать велосипед! Классический пример таких игр – знакомые с детства «Ладушки», «Сорока-ворона», «Коза рогатая» и др.
ПОМОГАЙТЕ!
Пусть ребенок на первом этапе использует любые доступные ему средства общения: звуки, жесты, движения. Если ребенок указывает на игрушку, озвучьте его желание «Хочешь поиграть с куклой?». При этом требуйте ответной реакции: пусть кивает головой, или, наоборот, мотает. Не бойтесь задавать наводящие вопросы и намеренно создавать ситуации, требующие речевого общения. Хорошо в этом помогает совместная деятельность: лепка, рисование, аппликация – советуйтесь с ребенком по поводу каждого действия.
НАБЕРИТЕСЬ ТЕРПЕНИЯ!
На самом деле, ребенку совершенно все равно, во что и какими игрушками играть – лишь бы вы принимали в этом активное участие. Просто будьте рядом, делайте что-нибудь вместе, терпеливо и настойчиво говорите, несмотря на то, что вам пока не отвечают. Пройдет какое-то время – и ребенок порадует вас первыми словами.