Меню сайта

Консультация для родителей

Развитие словарного запаса в игровых упражнениях

 

Для того, чтобы речь ребёнка была полноценной, яркой, интересной,  чтобы при обучении в школе не возникало трудностей в написании сочинений, изложений необходимо развивать словарный запас. Чем он богаче, тем меньше трудностей испытывает ребенок в подборе фраз при ответах.

Предлагаю вашему вниманию несколько полезных, занимательных игровых упражнений.

 

Добавь слово

Можно играть с семьёй от 2-х до 5-ти человек. Первый называет слово, второй повторяет это слово и добавляет своё и так далее, пока кто – то не собьётся. Данное упражнение отлично тренирует не только словарный запас, но и мышление, внимание, память.

 

Словесное домино

В этом упражнении так же могут участвовать несколько человек. Первый говорит фразу, второй начинает свою фразу на последнее слово предыдущего участника. Выбывает тот, кто не сможет составить новую фразу. Данное упражнение хорошо тренирует ребенка в составлении предложений, тренирует устойчивость внимания и логику.

 

Подбери слово

Можно играть с мячом для наибольшего интереса детей.

Вопросы, которые задает взрослый, бросая мяч ребенку:

  1. Назови предмет такой же узкий, как линейка.
  2. Назови предмет такой же белый, как снег.
  3. Назови предмет такой же круглый, как мяч и т.д.

 

Подбери действие

Игра очень простая. Взрослый называет слово, а ребенок придумывает к нему слово – действие, например:

Метель – метёт, снег – …, автомобиль – …, река – …, мяч – … И т.д.

 

Слова – приятели

Попросить подобрать похожие слова к определённому слову, например «грустный» (печальный, расстроенный, хмурый и др.)

 

Слова – противоположности

 

Можно играть с мячиком, с шариком Су – Джок или небольшой игрушкой. Взрослый называет слово «левый» и передает ребенку мяч, ребёнок должен назвать слово с противоположным смыслом, то есть «правый».

Примеры:

Верхний – нижний, высокий – низкий, широкий – узкий, холодный, горячий, толстый – тонкий, белый – чёрный и т.д.

 

Уменьшаем и увеличиваем

  1. Взрослый называет предмет «лодка», ребёнок должен назвать этот предмет ласково «лодочка», как будто уменьшив его образ. Можно помогать руками, показывая большой предмет, а затем маленький, раздвигая ладони друг от друга, а потом сближая.
  2. Та же самая игра выполняется наоборот. Стульчик – стул, диванчик – диван и т.д.

 

Назови признак предмета

 

Взрослый ставит перед ребёнком яблоко и просит назвать как можно больше слов, отвечая на вопрос: «Какое яблоко?». При этом важно считать слова, которые называет ребёнок, это можно выполнять с помощью счётных палочек, либо фишек или полосок бумаги.

Предполагаемые ответы ребёнка могут быть такими: «круглое», «вкусное», «сочное», «сладкое», «красное», «крупное», «спелое», «ароматное», «гнилое»  и т.д.) Чем больше ребёнок назовет слов – признаков, тем лучше развит словарный запас.

 

Слово за словом

Для этого упражнения потребуется ленточка  или шнурок. Ребёнку даётся задание назвать как можно больше названий деревьев или птиц или цветов. Во время называния слов ребенок наматывает на пальчик ленточку. Чем длиннее оказалась ленточка на пальце, тем лучше результат. Также можно выкладывать счётные палочки или «строить» при каждом ответе башню из кубиков. Интересны будут соревнования в парах: чья башня выше?

 

Желаем успехов!