Меню сайта

Почему у ребёнка возникло нарушение речи?

 

Причины речевых нарушений разнообразны, их множество. Что вызвало нарушение в вашем случае, определит точно только логопед. Возможно, потребуется консультация невропатолога, а также ортодонта и отоларинголога. Готовясь к консультации со специалистами, вы сами можете предположить причину дефекта речи вашего ребёнка.

Очень часто ребёнку уделяется недостаточно внимания. Как правило, в такой семье очень молодая мама, которая не совсем понимает, что ребёнку нужно ежеминутное общение и что с ним нужно заниматься. Ребёнок оказывается заброшенным. Другой вариант: целыми днями работают, а ребёнок находится в попечении не очень грамотной бабушки. Сюда же можно отнести и воспитание детей родителями, увлекающимися спиртными напитками или наркотическими средствами. Всё это называется педагогическая запущенность. Только не воспринимайте, пожалуйста, эту запущенность на свой счёт. Возможно, она не ваш случай. Но хотелось бы, чтобы вы критически, не кривя душой, оценили обстановку в соей семье. Во всяком случае, если причина только в этом, то у вас так называемый неосложнённый вариант недоразвития речи и справиться с ним гораздо проще, чем с осложнённым вариантом.

 

Серёжа, 2 года 4 месяца. Мама и бабушка обратились с жалобами на отставание ребёнка в речевом развитии. Словарь ребёнка к двухлетнему возрасту составляет около 6 лепетных слов. Во время беседы выяснилось, что семью, в которой воспитывается ребёнок, нельзя назвать благополучной. Папа малыша после рождения ребёнка начал увлекаться спиртными напитками. Двадцатилетняя мама периодами проживает то с отцом ребёнка, постоянно конфликтует с ним, то со своей матерью. Естественно, ребёнку не хватает внимания и общения, пока взрослые разбираются со своими проблемами. Следствием такой педагогической запущенности явилось задержка речевого развития. Рекомендована логопедическая группа детского сада и домашние занятия по развитию мелкой моторики, подвижности артикуляционного аппарата и по развитию речи.

 

Осложнённой считается картина задержки речевого аппарата, когда собственный речевой дефект сочетается с рядом негативных факторов в период беременности и родов. Это может быть токсикоз во время беременности, инфекционные заболевания и интоксикации, перенесённые будущей мамой, несовместимость крови матери и плода по резус – фактору или групповой принадлежности. Причиной могут быть и преждевременные роды, «кесарево сечение» (не стоит считать его безвредным для ребёнка), затяжные роды, асфиксия (недостаточность кислородного снабжения мозга вследствие нарушения дыхания) и т.п. Неблагоприятные роды, как правило, ведут к родовой травме неврологического характера (только не путайте, пожалуйста, с вывихами бедра, переломами ключиц и т.п. во время родов). Следствием её является синдром повышенного внутричерепного давления,  неврозоподобный синдром, синдром двигательных расстройств и пр.

Если что-либо из этого затормозило развитие речевых центров в коре головного мозга, речевое развитие ребёнка задерживается. Он начинает говорить после двух – трёх лет. Если же речевое развитие происходит в срок, то причины не способствуют достаточной подвижности языка для чистого звукопроизношения (речь смазана).

Один из самых распространённых диагнозов на сегодняшний день – перинатальная энцефалопатия (ПЭП). Это понятие объединяет различные по происхождению поражения головного мозга до, во время или после родов. Диагноз не означает неполноценность ребёнка и не должен слишком сильно пугать родителей. Однако нельзя всё оставлять как есть. Родителям необходимо внимательно наблюдать за малышом и выполнять все рекомендации врача-невропатолога (здесь нужен очень квалифицированный специалист). Часто ПЭП, особенно недолеченный, становится причиной речевых нарушений.

 

Катя, 4 года. Поступила в среднюю логопедическую группу для детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Помимо скудного словаря и многочисленных аграмматизмов в речи у девочки сильно страдало произношение (дизартрия). При обследовании обнаружен гипертонус (повышенный тонус) мышц рук, ног, губ и языка (наблюдается сильное отклонение языка влево). Результаты медицинского обследования показали, что эта картина явилась следствием ПЭП. Помимо занятий в логопедической группе назначено медикаментозное лечение, массаж, дополнительная пальчиковая гимнастика.

 

Негативными для развития речи ребёнка являются частые болезни, инфекции, травмы, аллергии, желудочно-кишечные заболевания в раннем периоде развития ребёнка (до 2,5 – 3 лет).

 

Володя, 4 года 2 месяца. Поступил в среднюю логопедическую группу для детей с общим недоразвитием речи из младшей группы с таким же диагнозом. В 2 года перенёс черепно-мозговую травму, после которой остановилось речевое развитие. После лечения развитие речи возобновилось, но значительно замедлилось. Сильно нарушено звукопроизношение, склонен к повышенной возбудимости. Помимо логопедической группы мальчику рекомендовано продолжить наблюдение у невролога.

 

Не последнюю роль в речевых дефектах играет наследственный фактор (кто-то в семье имеет дефекты речи, занимался в детстве с логопедом).

 

Лиза, 4 года. Пришла на консультацию с мамой. Маму беспокоит неправильное произношение девочкой звуков «л» и «р», так как она сама дефектно произносит звук «р» и до сих пор стесняется этого. В результате занятий с логопедом девочка быстро освоила трудные звуки. Мама тоже занималась, но самостоятельно (стеснялась), добилась правильного произношения. Жаль, что в повседневной речи пользоваться звуком всё-же не смогла – опять же из-за своей застенчивости.

 

Причиной нарушений речи может быть и снижение слуха.

 

Алёша, 3 года 6 месяцев. Родители пришли на консультацию с жалобами на слишком неразборчивую речь ребёнка. В детском саду при подготовке к новогоднему утреннику он выучил все стихи и песни, но что-либо разобрать на слух было практически невозможно. После медицинского обследования у отоларинголога выяснилось, что из-за специфического расположения разросшихся аденоидов, слух ребёнка был снижен, что мешало нормальному развитию речи. После логопедических занятий, лечения аденоидов, а в последствии и их удаления речь ребёнка соответствовала возрастной норме.

 

Выше рассматривались только невидимые причины. Существуют ещё и видимые, которые вы легко сможете определить сами.

Это различные врождённые или возникшие в результате травм расщелины нёба, губ («заячья губа»), деформация зубов. Сюда же относятся и неправильный прикус, когда верхняя или нижняя челюсть заметно выдаются вперёд. Сейчас таких детей становится всё больше, т.к. мамы не хотят или не способны естественно вскармливать ребёнка. А соски-пустышки часто формируют неправильный прикус.

Пользуйтесь только анатомическими сосками-пустышками! Они способствуют формированию правильного прикуса.

Ещё хуже, если ребёнок не удовлетворяет полностью сосательный рефлекс из-за отсутствия естественного вскармливания. В этом случае для удовлетворения своих потребностей своих потребностей он сосёт палец. Это может продолжаться неограниченно долго. Следствие этого – самые невообразимые улыбки и «каша во рту».

 

Саша, 5 лет. Мама обратилась в знакомому логопеду, так как в районной поликлинике логопед отказался заниматься, пока не будет исправлен прикус. Верхняя челюсть у Саши значительно выдаётся вперёд, так как до 2-х лет он сосал палец (мама естественно вскармливала его всего полтора месяца). Ортодонт районной детской стоматологической поликлиники посоветовал подождать с лечением, отложить до смены всех молочных зубов на коренные. У мальчика было нарушено произношение звуков «с», «з», «ш», «ж», «л», в остальном речь соответствовала возрастной норме. Мама не хотела терять драгоценное время на ожидание, ведь ребёнок переступил уже пятилетний рубеж, логопед согласилась с ней и сразу начала занятия. А так же рекомендовала обратиться к платному ортодонту. В результате занятий с логопедом мальчик быстро овладел правильный звукопроизношением, несмотря на дефектный прикус. Правда, к ортодонту мама с Сашей обратилась значительно позднее, в 7 лет. Врач сразу же приступил к коррекции прикуса.

 

Ещё одна видимая причина – короткая подъязычная уздечка. Можете рассмотреть её перед зеркалом. Поднимите вверх язык, и вы увидите мышечное образование. В норме длина уздечки 1,5 см. Если уздечка укорочена, движения языком ограничены. Ребёнок с очень короткой уздечкой порой не может даже поднять язык вверх. Следовательно, звукопроизношение нарушается.

 

Андрей, 3 года 8 месяцев. Обратилась мама с просьбой поставить мальчику звук «л» и «р», которые вообще отсутствовали в речи ребёнка. Остальное речевое развитие соответствовало возрасту ребёнка. При обследовании ребёнка обнаружилось, что у Андрюши укороченная уздечка. С помощью специальных упражнений уздечку удалось растянуть, и мальчик быстро освоил звук «л». К сожалению, по некоторым причинам занятия с логопедом пришлось прервать. Однако мама продолжала самостоятельно выполнять с мальчиком необходимые упражнения дома. Звук «р» появился сам, благодаря юному возрасту пациента. После 5 лет без помощи логопеда это было бы практически невозможно.

 

Очень часто невидимые причины нарушений речи сочетаются с видимыми.

 

Саша, 4 года 6 месяцев. Поступил в среднюю логопедическую группу для детей с общим недоразвитием речи. Словарь сильно ограничен, страдает грамматическое оформление речи предложений, связанная речь не развита (не может составлять ни одного предложения по картинке, не пересказывает короткий тексты). Звукопроизношение сильно нарушено (дизартрия). Медицинская карта ребёнка была в полном порядке: слово «здоров» присутствовало в заключении всех специалистов; картина беременности и родов мамы, раннее развитие ребёнка описывались без патологии. При беседе с мамой выяснилось, что мальчик был рождён в Канаде (неплановое кесарево сечение). Причины операции мама точно не знала, а все медицинские заключения остались у заграничных врачей. Позже невропатолог подтвердил предположения логопеда о родовой травме, которую перенёс малыш. Лечение необходимо была начать сразу же после рождения ребёнка. К сожалению время было потеряно. Также при обследовании органов речи логопед обнаружила укороченную подъязычную уздечку, которая ещё больше усложнила речевой дефект. Ребёнку рекомендовано посещение логопедической группы детского сада, наблюдение и лечение у невропатолога, занятия с психологом, а также дополнительные занятия с логопедом. 

 

наверх>>>

назад>>>