Меню сайта

Как организовать логопедические занятия дома

Прежде чем начать занятия, подготовьте всё, что может вам понадобиться.

  • Большое настольное зеркало, чтобы ребёнок мог контролировать правильность выполнения им упражнений артикуляционной гимнастики.
  • “Лото” различной тематики (зоологическое, биологическое, “Посуда”,“Мебель” и т.п.)
  • Хорошо также приобрести муляжи фруктов, овощей, наборы небольших пластмассовых игрушечных животных, насекомых, транспортных средств, кукольную посуду и т.д.
  • Разрезные картинки из двух и более частей.
  • Вашим хобби до окончательной компенсации недоразвития речи у ребёнка должно стать коллекционирование различных картинок, которые могут пригодиться в процессе подготовки  к занятиям (красочные упаковки от продуктов, журналы, плакаты, каталоги и т.п.) Заведите дома большую коробку, куда вы будете складывать свою “коллекцию”.
  • Для развития мелкой моторики приобретите или сделайте сами игры: пластилин и другие материалы для лепки, конструктор, шнуровки, счётные палочки или спички и т.д.
  • Тетрадь или альбом для наклеивания картинок и планирования занятий.

Основная трудность для родителей – нежелание ребёнка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая.

Все занятия должны проводиться по правилам игры.

Можно “отправиться в путешествие” в Сказочное Королевство или в гости к Незнайке. Плюшевый мишка или кукла тоже могут “побеседовать” с малышом.

Редкий ребёнок будет сидеть на месте и впитывать занятия. Возможно вам придётся ходить за малышом по комнате, показывать ему картинки, в то время как он будет сидеть под столом или качаться на любимой качалке-лошадке.

Не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, и результат занятий обязательно появиться.

Помните Для достижения результата необходимо заниматься каждый день.

Ежедневно проводятся:

  • игры на развитие мелкой моторики,
  • артикуляционная гимнастика (лучше 2 раза в день),
  • игры на развитии слухового внимания или фонематического слуха,
  • игры на формирование лексико-грамматических категорий.

Количество игр – 2-3 в день, помимо игр на развитие мелкой моторики и артикуляционной гимнастики.

Не переутомляйте малыша! Не перегружайте информацией! Это может стать причиной заикания. Начинайте занятия с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая время.

Длительность занятия без перерыва не должна прерывать 15-20 минут!

Позже внимание ребёнка рассеется, и он не будет способен воспринимать никакую информацию. Некоторые дети не могут сконцентрироваться и на это время, ведь каждый ребёнок индивидуален. Если вы увидите, что взгляд вашего ребёнка блуждает, что он уже совершенно никак не реагирует на вашу речь, как бы вы не старались и не привлекали все знакомые вам игровые моменты, значит занятие необходимо прекратить или прервать на некоторое время. 

Лучшее время для занятий – утром после завтрака или во второй половине дня после сна. Разбейте блок игр и упражнений, которые вы запланировали на день, на несколько частей. Например, пальчиковую и артикуляционные гимнастики проведите утром, развитием речи позанимайтесь на прогулке, а развитием фонематического слуха – во второй половине дня.

Отложите занятия, если ребёнок болен или плохо себя чувствует.

Знакомьте ребёнка с детской литературой! Старайтесь ежедневно прочитывать малышу хоть несколько страниц, рассмотрите картинки к прочитанному тексту, опишите их, задайте ребёнку вопросы по тексту.

“Когда же можно всё успеть?” – спросите вы. Чтение книг можно отложить на вечер перед сном. Проверено! Чтение перед сном становиться любимым занятием малыша – ведь еще 15-20 минут можно пободрствовать, пообщаться с родителями, поделиться своими секретами.

Желательно, чтобы тема литературного произведения совпадала с лексической темой недели.

Пользуйтесь наглядным материалом! Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения. Например, если вы решили выучить с ребёнком названия фруктов, покажите их в натуральном виде или пользуйтесь муляжами, картинками.

Говорите чётко, повернувшись лицом к ребёнку. Пусть он видит движения ваших губ, запоминает их.

Не употребляйте слово “неправильно”! Поддерживайте  все начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи. Не требуйте от него правильного произношения слова сразу. Если он называет поезд “ту-ту”, подтвердите его ответ двумя вариантами слова: “Да, это поезд, ту-ту”.

Если же вы строго скажете, что это не “ту-ту”, а поезд, возможно в следующий раз малыш больше не захочет с вами общаться.

Не бойтесь начинать! Заведите тетрадь, где будете планировать занятия на каждый день. У каждой недели должна быть своя лексическая тема (“Игрушки”, “Весна”и т.д.) Все игры подбираются соответственно ей.

Вы должны подбирать тему в соответствии с тем временем года, когда начнете занятия. Глупо говорить с ребёнком, например, о снеге летом, ведь он, возможно, уже и забыл, что это такое. Не бойтесь экспериментировать! Игры можно придумывать самим. Всё зависит о вашей фантазии.

Пользуйтесь дополнительной литературой! Если вас действительно волнует развитие вашего ребёнка, вы захотите прочесть что-нибудь о речевых  нарушениях и способах их преодоления.

Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня!

Терпения вам и успехов!

наверх >>>

назад>>>