30 упражнений для развития речи детей дошкольного возраста.
«Чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребенок.»
(В.А. Сухомлинский)
Начинать заниматься с малышом можно начинать уже с двухмесячного возраста. Поглаживания, похлопывания и разминания пальчиков активизируют нервные окончания на ладошке – это стимулирует работу речевого центра.
1. Почаще забавляйтесь с детьми игрой в пальчиковые игры («Сорока-белобока», «Ладушки»).
2. Массируйте пальчики после каждого кормления или во время активного бодрствования.
3. Давайте ребенку с 2-х месяцев разные на ощупь предметы.
4. С 10-ти месяцев для развития мелкой моторики подойдут следующие игрушки: набор складных матрешек, пирамидки. Параллельно позволяйте малышам перебирать крупные и мелкие предметы.
5. С 1-го года может присоединиться игра с мозайкой и конструктором.
6. С 1,5 лет развитие мелкой моторики у детей связано с застегиванием пуговиц, завязыванием шнурков, умением завязывать и развязывать узлы.
7. Мелкую моторику хорошо развивает лепка, рисование, раскрашивание, вышивание, аппликация.
8. Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире.
9. Очищать крупные яйца.
10. Чистить мандарины.
11. Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупы). Очищать фисташки. Отшелушивать пленку с жареных орехов.
12. Собирать с пола соринки. Собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, бусинки, фасоль).
13. Лепить из теста печенье.
14. Лепить из марципановой массы украшения к торту.
15. Открывать почтовый ящик ключом.
16. Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А также разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки.
17. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок.
18. Начищать обувь специальной губкой.
19. Вешать белье, используя прищепки (натянуть веревку для ребенка).
20. Помогать отвинчивать различные пробки: (у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и др.).
21. Помогать перебирать крупу.
22. Закрывать задвижки на дверях.
23. Рвать, мять бумагу.
24. Собирать на даче или в лесу ягоды.
25. Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.
26. Вытирать пыль ничего не упуская.
27. Включать и выключать свет.
28. Искать край скотча. Отлеплять и приклеивать наклейки.
29. Перелистывать страницы книги.
30. Играть с ребенком в игры, развивающие речь и координацию движений.
Например:
Зайка шел,
Зайка шел,
Капусту нашел,
Сел, поел и дальше пошел.
Морковку нашел,
Сел, поел и дальше пошел.
(Имитировать движения ходьбы, приседая, показывать все действия зайчика).
Консультацию подготовила учитель-логопед детского сада Е.Б.Попова