Меню сайта
20 советов от логопеда для родителей младших дошкольников
 
Совет 1. – Начнем с вас.
 
Речь не возникает сама по себе, ей необходимо учиться, и возможно это только в процессе общения. Даже если вы молчаливы от природы – все равно говорите с ребенком. Ребенок легче понимает обращенную речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами.
 
Совет 2. – Встреча взглядов.
 
Озвучивайте любую ситуацию – но только если вы видите, что ребенок слышит и видит вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Это особенно важно, если ваш  ребенок чрезмерно активный, постоянно двигается. Если ваш малыш еще только лепечет или говорит мало слов, старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию.
 
Совет 3. – Говорите четко.
 
Говорите просто, четко, внятно проговаривая каждое слово, фразу. Дети очень чутки к интонации – поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, произносите как можно выразительнее.
 
Совет 4. – То же, но по-разному.
 
Повторяйте много раз одно и то же слово,  фразу (меняя порядок слов). Чтобы ребенок усваивал новое слово, употребляя его не единожды и в разных контекстах.
 
Совет 5. – Не переусердствуйте.
 
 Не употребляйте слишком длинных фраз. Не перегружайте ребенка, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов.
 
Совет 6. – Хорошее настроение – залог успеха.
 
Произносите новое слово в эмоционально благополучной ситуации. Психологи заметили: в таких случаях ребенок обучается в десять раз лучше.
 
Совет 7. – Все чувства в союзе с речью.
 
Важно, чтобы ребенок имел возможность видеть, трогать, нюхать, то есть изучать предмет разными способами. Если увидите, что ребенок взял предмет, сразу же назовите его несколько раз – четко и выразительно.
 
Совет 8. – В основе речи – стремление к общению.
 
Всегда одобряйте желание ребенка вступить с вами в контакт. Поддерживайте его стремление общаться.
 
Совет 9. – Стремление к разнообразию.
 
Если лепет малыша однообразен, старайтесь обогатить его, предлагая цепочку слов с другими согласными и гласными (дя-дя-дя, ма-ма-ма, ка-ко-ку).
 
Совет 10. – Уважайте попытки ребенка говорить.
 
Речь развивается на основе подражания и самоподражания. Когда ребенок говорит один или вместе с вами, выключайте громкую музыку, телевизор и старайтесь дать ему возможность слышать себя и вас. Не сюсюкайтесь с ребенком, ведь вы не хотите потом переучивать его общаться нормально.
 
Совет 11. – Учите в игре.
 
Создавайте такие ситуации в игре, где ребенку понадобиться звукоподражание. Побуждайте вы, а не ситуация.
 
Совет 12. – Не предупреждайте желания ребенка.
 
Родители пытаются угадать делание ребенка. У малыша не возникает необходимости произносить что-либо. Есть опасность задержать ребенка на стадии жестового общения.
 
Совет 13. – Расширяйте словарь.
 
Ребенок владеет словом на двух уровнях:
     понимает его – пассивный словарь,
     говорит – активный словарь.
Если вы пополняете ресурс понимания, это обязательно приведет к лексическому взрыву.
 
Совет 14. – Ведите дневник.
 
Фиксируйте его речевые достижения, записывайте, сколько слов он понимает, какие произносит.
 
Совет 15. – Развивайте фонематический слух.
 
Побуждайте ребенка различать близкие звуки, сова (С – СЬ, КРЫСА – КРЫША).
 
Совет 16. – Не пренебрегайте звукоподражаниям.
 
Используйте слова типа «бух», «ням-ням», «ав-ав». Создавайте основу для полноценной речи.
 
Совет 17. – Читайте…
 
Читайте короткие сказки, стихи, по несколько раз – дети лучше воспринимают тексты, которые они уже слышали.
 
Совет 18. – Пальчики на помощь.
 
Развивайте мелкую моторику – точные движения пальцев руки. Она тесно связана с развитием речи.
 
Совет 19. – Будьте терпеливы, снисходительны и осторожны.
 
Если ребенок неверно произносит – звуки , не смейтесь, не повторяйте неправильное произношение. Побуждайте ребенка послушать правильное произнесение и попытайтесь его повторить.
 
Совет 20. – Только Вы!
 
Помните: только вы способны помочь ребенку развиваться гармонично. Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша.
 
Консультацию подготовила учитель-логопед детского сада Е.Б.Попова 
назад>>>