Меню сайта

«Пальчиковая гимнастика»

   Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.

   Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Не случайно, упражнения для пальчиков в Японии начинают выполнять с 2-3 месяцев.

Для развития мелкой моторики рук можно использовать следующие виды работы:

  1. Специальные упражнения без речевого сопровождения;
  2. Игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками;
  3. Игры и действия с игрушками и предметами:
  • раскладывание пуговиц, палочек, зёрен, желудей и т.д.;
  • нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку;
  • пришивание, застёгивание и расстёгивание пуговиц,;
  • игры с мозаикой, строительным материалом и т.д.
  1. Изобразительную деятельность:
  • лепку из пластилина и глины;
  • раскрашивание картинок;
  • обведение контуров;
  • штриховку;
  • рисование карандашами и красками различными способами (кистью, тампоном, пальцем, свечой и т.д.)
  • разнообразную работу с ножницами;
  • поделки из природного материала и т.д.

   Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.

Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений. Поэтому отрабатываются упражнения постепенно и вначале выполняются пассивно, с помощью взрослых.

Пальчиковые игры

«Моя семья»

Дети поочередно сгибают пальцы, начиная с большого.

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — мамочка,

Этот пальчик — я,

Вот и вся моя семья!

 «Замок»

На дверях висит замок.

Пальцы складывают в «замочек».

Кто его открыть не смог?

Мы замочком постучали,

Стучат о стол «замочком».

Мы замочком повертели,

Мы замочек покрутили

Производят круговые движения «за­мочком».

И открыли!

Показывают ладошки.

«Цветки»

Наши алые цветки

Распускают лепестки.

Медленно разгибают пальцы из ку­лачков.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Покачивают кистями рук вправо-влево.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Медленно сжимают пальцы в кулач­ки.

Головой качают,

Тихо засыпают.

Покачивают кулачками вперед-на­зад.

«Лодочка»

Две ладошки я прижму

И по морю поплыву.

Ладошки соединяют лодочкой и выполняют волнообразные движения руками.

Паруса я подниму,

Ладони выпрямляют и поднимают вверх.

Синим морем поплыву.

А по бурным по волнам

Рыбки плещут тут и там.

Имитируют движения волн и ры­бок.

«Дружба».

Дружат в нашей группе девочки и мальчики

(пальцы рук соединяются в «замок»).

Мы с тобой подружим маленькие пальчики

(ритмичное касание одноименных пальцев рук).

 Раз, два, три, четыре, пять

(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев),

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять

(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с больших),

 Мы закончили считать

(руки опустить вниз, встряхнуть кистями).

«Апельсин»

Мы делили апельсин,            

Много нас, а он один.            

Ритмично сжимают и разжимают пальцы обеих рук.

Эта долька для ежа,

Поочередно загибают пальцы на правой руке.

Эта долька для стрижа,

Эта долька для утят,

Эта долька для котят,

та долька для бобра,

 для волка… кожура.

Разводят руки.

Он сердит на нас, беда!

Грозят пальчиком.

Разбегайтесь кто куда.

Имитируют бег пальцами по столу

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик — прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик вдруг зевнул,

Ну а этот уж заснул.

(Поочередно сгибать пальцы правой (левой) руки, начиная с мизинца).