Меню сайта

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

« Моя любимая игрушка»

Составил: педагог-психолог Дубова. К.А.

На протяжении всего раннего возраста (от 1 года до 3 лет) ребенок знакомится, усваивает и совершенствует различные предметные действия, учится использовать бытовые предметы, играть с игрушками, а также овладевает речью, что способствует развитию наглядно-образного и символического мышления на следующем возрастном этапе. На  втором и третьем году жизни малыш совершенствует освоенные действия с предметами, стремится проявить свою активность, постепенно усложняя игры. Ассортимент необходимых игрушек расширяется, поскольку с развитием ловкости и наглядно-действенного мышления крохе требуются более сложные игрушки.

Для нормального и своевременного развития малышу необходимо обеспечить полноценную развивающую среду и возможность действия с различным игровым материалом.

Что еще нужно для игры

«Кукла приходит на помощь»

Многим родителям приходилось сталкиваться с такими проявлениями в поведении двухлетнего малыша, как капризы, упрямство и истерики. Родителям кажется, что контакт с ребенком потерян, он уже не слышит и не хочет делать то, что просит от него взрослый. Но и такие сложные моменты можно решить с помощью игрушки. Куклу, действующую от лица взрослого, ребенок принимает как самостоятельное, отдельное существо. Это значит, что кукла может не только помочь взрослому организовать, начать игру, но и налаживает общение с ребенком.
Выберите какой-нибудь яркий образ, через который вы будете общаться с ребенком. Для этой цели отлично подойдут куклы-бибабо – куклы, состоящие из твердой головы и приклеенного к ней тельца-костюма. Указательный палец управляет головой, а большой и средний – руками. Такие куклы умеют смеяться, плакать, кричать, обижаться, удивляться, принимая различные позы. Все, что испытывает ваш ребенок, может выразить такая кукла. Новый характер – новое общение. Такой отдельный, независимый персонаж может, например, уговорить ребенка убрать свои игрушки.

«Машинки для перевозки»

На  втором и третьем году жизни остаются актуальными так называемые задние каталки: те, которые малыш тянет за собой на веревочке. Только теперь малышу больше нравится перевозить в этих каталках-машинках различные игрушки: мишек, кукол и пр. Для этой цели отлично подойдут грузовички с открытым кузовом. Такие машинки должны быть устойчивыми и не должны легко переворачиваться, когда в них сидит «пассажир». Кузов по размеру должен подходить для кукол и мягких игрушек, в которые играет малыш. Помогите малышу организовать сюжет: кукла может съездить в гости, а мишка отправиться в путешествие.

« Кубики и первые конструкторы»

Если ваш малыш легко справляется с постройкой башни из 2–-3 кубиков, предложите ему построить более сложное сооружение. Разумно сразу приобрести большой конструктор с деталями различной формы (конусы, пирамиды, бруски и пр.), предоставив двухлетнему ребенку возможность действовать лишь с небольшим количеством деталей. Таким образом, вы покупаете конструктор «на вырост», ведь это игрушка еще долго будет интересовать малыша. Отлично подойдет деревянный конструктор, с окрашенными и не окрашенными деталями среднего размера (от 5 до 20 см). Из мелких деталей такого конструктора можно делать постройки на столе, а из крупных элементов – напольные конструкции. Обратите внимание, чтобы материал был хорошо обработан и не поранил малыша.

Действия малыша еще не очень точны и уверены, а деревянный конструктор, детали которого не соединяются между собой, как раз позволяет развить координацию. Действия с ним требуют от ребенка четкого управления движениями, ведь постройку можно легко разрушить. Из деталей конструктора можно делать различные постройки: домик для куклы, различную мебель, горки для катания шариков, гаражи для машин различной величины, дорожки, мосты и т.д. Отдельные детали можно использовать как предметы-заместители, обозначающие в игре реальные предметы (утюг, расческу, машинку и т.д.).

Помимо строительных наборов с несоединяющимися элементами, ребенку двух лет подойдет конструктор типа «Лего» с деталями размером 10–15 см. Такие детали удобно удерживать в руке и соединять между собой. Постройки из такого конструктора более устойчивы.

Малыши до трех лет не придают большого значения собственным постройкам, поэтому не расстраивайтесь, если ребенок будет разрушать их. Таким образом, он ощущает свои возможности и значимость как созидателя и творца.

Стоит показать ребенку, как окружающее его пространство может преобразовываться: из стульев можно соорудить автомобиль, накрыв стол тканью, получим дом. Используйте предметы мебели (столы, стулья), ткани, предметы обихода, подручные средства. Конструирование – это своего рода экспериментирование, которое помогает развить творческие и умственные способности ребенка, его самостоятельность, целенаправленность, внимание и произвольность, через собственный опыт обогатить представление о свойствах предметов и пространства.

« Первые книжки – книжки-картинки»

Детям очень нравятся картинки, они любят их рассматривать, внимательно слушая рассказы взрослого. Существуют специальные наборы и книжки с картинками, по которым взрослый сочиняет рассказ, вовлекая ребенка. Сначала малыш просто слушает, затем узнает и называет отдельные изображения. Важно, чтобы картинки не были переполнены лишними деталями. Лучше одно изображение на развороте, так малышу будет легче сфокусировать свое внимание.

«Мяч помогает общаться»

Часто взрослыми мяч воспринимается только как средство для упражнения и развития физических качеств, таких, как ловкость, меткость, сила. Существует целое множество упражнений с мячом, способствующих физическому развитию малыша. Однако игры с этой простой игрушкой также помогают развитию общения и способности принимать и отдавать, выпуская и удерживая мячик.

В игрушечном арсенале малыша должно быть несколько мячей разного размера, изготовленных из разного материала: воздушный шарик, большой надувной мяч, теннисные мячи и мячи от пинг-понга, а также спортивные резиновые мячи, тряпичные или ватные мячи, клубки из ниток. Для игр с мячами необходимо отвести специальное место, где ребенок мог бы свободно передвигаться, не натыкаясь на углы и не цепляясь ногой за коврик.

Стоит отметить, что заводные, электронные и прочие игрушки, передающие движение, не являются динамическими (например, тявкающая и движущаяся собачка, прыгающая лягушка и др.). Ребенок не может постичь принципа, рождающего движение. Такие игрушки исключают активность действий самого ребенка – от него не зависит, как именно будет лаять собачка.
         Много всего интересного и неизведанного для малыша можно найти вокруг. Используйте свою фантазию и познавательный интерес ребенка, чтобы увидеть сюрприз в простом. Игры с водой, песком, создание мыльных пузырей и многое другое внесут в жизнь малыша радость открытия и познания.