Советы родителям «Если ребенок не говорит».
1. Больше говорите с ребенком. озвучивая все действия (кормление, одевание, купание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их четко терпеливо доброжелательно.
2. Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа:
- Дай ручку. Сядь на стульчик. Где пирамидка? и т.д.;
- Учите его различать по размеру (большой – маленький), соотносить цвета, форму (дай такой же); количество (один – много);
- Учите различать формы единственного и множественного числа существительных: покажи где кружки, где кружка, где яблоко, где яблоки.
- Учите понимать формы с уменьшительно – ласкательными суффиксами: где тарелочка, где тарелка, где домик, где дом?
- Учите различать предлоги Положи мишку на диван, под стол, в шкаф, за стул.
3.Рассказывайте, читайте сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности.
4. Не перегружайте ребенка телевизионной, видео- и аудио – информацией.
5.Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, пальчиковую гимнастику
6. Добивайтесь, чтобы ребёнок описывал все свои действия (на прогулке, во время игры), больше говорил.
7. Не удивляйтесь, если ребенок во время игры сам с собой разговаривает – это хорошо.
8. Не подавляйте речевую инициативу ребёнка – если ребёнок обратился к вам с вопросом или речью, обязательно надо выслушать до конца и ответить.
9.Попросите ребёнка пересказывать, рассказывать всё, что он видит (мультфильмы, кино).
10. Спрашивайте ребёнка, что было сегодня интересного в садике? Как он провел день? Что делали на прогулке? Чем кормили? и т.д.
11.Проводите упражнения для языка и губ.
12. Требования к речи ребенка не должны быть ни занижены, ни завышены, формировать речевые умения нужно соответственно возрастной норме.
13. Вопросы к ребёнку должны быть простые, речь взрослых плавной, четкой по артикуляции, фразы построены правильно и ни в коем случае взрослые не должны копировать речь ребенка.
14. Если ребёнок мало говорит, не стремитесь по мимике и жестам угадать желания ребёнка. При этом у него не появляется необходимости в голосовых реакциях и произнесении звуков и слов. Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр: Прятки — ку-ку, Паровозик — ту-ту. Можно вместе удивляться увиденному: Ух ты! Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух. Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина — би-би, кукла — ля-ля, упал — бах.